Индивидуальный образовательный маршрут Презентацию составила заместитель директора по УВР МОУ СОШ №12 Т.В. Пичурина
РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И РАБОЧИХ ПРОГРАММ При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.
Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счет реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности. Если сроки освоения общеобразовательной программы не совпадают с нормой, то для детей с ОВЗ заводят отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор ИОМ основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащегося, родителей, педагогов, психологов)
и определяется несколькими факторами:уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту; здоровьем и психическим состоянием учащегося; потребностями учащегося; социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения).
Коррекция индивидуального образовательного маршрута учащегося осуществляется педагогическим консилиумом на основе рекомендаций педагогов и психологов с согласия родителей и учащегося.
Временная структура индивидуального образовательного маршрутаУказывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в школе. Фиксируется общий срок выполнения. Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.
Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута Фиксируются обязательные модули, то есть модули, предполагающие учебные занятия, входящие в инвариантную часть образования. Определяются модули по выбору ученика, входящие в обязательную для выполнения часть индивидуального образовательного маршрута. Выбираются факультативные модули.
Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута В эту структуру входят контрольные точки соприкосновения ученика со школой. Они могут быть подразделены следующим образом: Текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (классным руководителем), посещение консультаций и т.п. Отчетность по выполнению учебных модулей. Итоговая аттестация достижений. Все три структуры индивидуального образовательного маршрута могут быть отражены в одном документе – временном графике.
Корректировка индивидуального образовательного маршрута Может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится классным руководителем и доводится до сведения администрации школы и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перерас-пределение учебного времени и т.п.), она утверждается администрацией школы и согласовывается с родителями.
Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами: Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий. Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования и т.п. В раздел практики входят многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее.
Индивидуальный образовательный маршрутФИО___________________________________________, ученика (цы)_____ класса школы № ____ г. __________ на ______/_____ учебный годПланы на будущее _____________________________________________________________________________________________
Выводы и рекомендации: _______________________________________________________ В данный маршрут заносятся сведения о курсах по выбору и занятиях вне стен школы, например, в учреждениях дополнительного образования. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.
Еще один вариант оформления ИОМЛист индивидуального маршрута обученияФИО __________________________________ученика (цы) ______ класса школы №12 г. Бердскана _______/_______ учебный год
Зам. директора по УВР ______________/___________ / Ученик (ца) или (и) его родителей ________________/____________/
Успешная реализация ИОМ требует условий:психологическое сопровождение;совместная работа в классе, взаимопомощь;сотрудничество педагогов, обучающихся и родителей;снятие напряжения;щадящий режим.