Люди рождены ради жизни
«Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Иосиф Бродский
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Статистика суицида в РоссииВ России самоубийство, как причина смерти, находится на пятом месте в ряду других причин.Россия занимает второе место, после Литвы, по уровню завершенных самоубийствКаждый двенадцатый подросток в возрасте 13-17 лет пытается совершить попытку самоубийства Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. Девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши
Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков - семейные конфликты с родителями. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделенная любовь) На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.
Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Динамика развития суицидального поведения Вопросы о смысле жизни и смертиСуицидальные замыслысуицидальная попытка Выделяют 5 ведущих мотивов суицидального поведения«Призыв» «Протест»«Избегание» «Самонаказание» «Отказ»
Причины суицидов в детском и подростковом возрасте Несформированное понимание смертиОтсутствие идеологииРанняя половая жизньДисгармония в семьеСаморазрушаемое поведениеРеакция протестаДепрессия
Факторы препятствующие возникновению суицидального поведения Эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; Выраженное чувство долга, обязательность; Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба; Учет общественного мнения, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения; Наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов; Наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении; Психологическая гибкость и адаптированности, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности. Наличие актуальных жизненных ценностей, целей; Проявление интереса к жизни; Привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними; Планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни.
Признаки намерения совершения суицидаСловесные признаки: Разговоры о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.Намёки о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.Много шутят на тему самоубийства.Заинтересованность вопросами смерти.
1. Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами. 2. Демонстрируют радикальные перемены в поведении, 3. Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки 1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.2. Живет в нестабильном окружении 3. Ощущает себя жертвой насилия 4. Предпринимал раньше попытки суицида.5. Имеет склонность к самоубийству 6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Помощь :Помощь педагогов в заблаговременном выявлении таких детей может выразится в том, что общаясь с ребёнком, вы можете увидеть признаки проблемного состояния: напряжения, апатия, агрессивность и.т.п. Педагог может обратить внимания школьного врача, психолога, родителей, администрацию школы на этого подростка.Старшему подростку вы можете предложить разьяснительную беседу, в которой пояснить, что видит его состояния и советует обратится к психологу, так как оно требует работы специалиста.
В каждом возрастном периоде у детей появляется психологические новообразования. В связи с этим необходимо осуществить психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды.
Рекомендации: Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Оцените серьезность намерений и чувств решившегося на самоубийство человека. Оцените глубину эмоционального кризиса. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.