ИКТ в образовательном процессе
Информационные технологии - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
Возможности ИКТ спроектировать обучающую среду;реализовать принципиально новые формы и методы обучения;преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческого поиска и организации совместной работы учащихся и учителей;разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ;использовать интеллектуальные формы труда.
Классификация средств ИТ по способу использования в деятельности педагога: средство обучения, совершенствующего процесс преподавания; инструмент познания окружающей действительности и самопознания; средство развития личности обучаемого;средство информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом; в качестве средства коммуникаций; в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента и управления; в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции, результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики; в качестве средства организации интеллектуального досуга
Виды образовательной деятельности с применением ИКТ технологий
Урок-презентация Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.
Виртуальный эксперимент Проведение эксперимента с использованием компьютерной модели процесса или явления. При этом модель должна иметь набор изменяемых параметров, влияющих на поведение объекта.
Урок-исследование Основная цель такого урока: формирование у учащихся навыков поиска информации в интернет, ее анализа, структурирования и представления итогов. Активная роль принадлежит учащимся
Электронная лабораторная работа Данная форма урока предполагает самостоятельную, возможно коллективную, работу учащихся по организации эмпирических наблюдений и научному анализу результатов. Измерительный инструмент и среда анализа
Организация индивидуального обучения Комплекс дистанционно доступных электронных материалов по школьной дисциплине, состоящий из: теоретической части, практикума, системы контроля.
Тематический проект Коллективная работа учащихся по созданию сайта (презентации), посвященного определенной теме или объекту.
Электронная викторина Организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во вне учебное время средствами КТМотивация детей на получение расширенных знаний по предмету
Сетевой проект Организация серии занятий, предполагающая участие в них удаленных территориально друг от друга учащихся и преподавателей Коммуникация участников осуществляется только посредством компьютерных технологий.
Сетевые консультации для учащихся и родителей переписка по электронной почте чат с участием всех заинтересованных сторон форум, модерируемый учителем-предметником.
Дистанционный факультатив Дополнительные занятия, организованные для всех желающих средствами удаленного доступаКоллективные формы обученияИндивидуальная форма обучения
Сетевое научное общество Организация масштабных исследований. Привлечение к научной деятельности школьников из других школ, регионов.
Школьное издательство Выпуск печатных и электронных периодических изданий. Издание сборников и альманахов, публикация методических разработок учителей
Виртуальное бюро путешествий Организация виртуальных экскурсий. Разработка маршрутов путешествий. Организация школьных обменов.
Видеостудия Цифровая фотография и видеосъемка. Монтаж и озвучивание цифровых фильмов
Информационные ресурсы образовательного учреждения библиотека, учебные кабинеты, лаборатории, архивы….Новые ресурсы:медиатека, Web сайт ОУ, файловые архивы, правовые базы данных, ресурсы Интернетhttp://catalog.iot.ru
Современные информационные технологии открывают учащимся: доступ к нетрадиционным источникам информации;повышают эффективность самостоятельной работы;дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
Проблемы педагогики информационных технологий образования: отсутствие теории обучения в современной информационно-образовательной системе;неразработанность понятийно – категориального аппарата;проблема оптимального состава УМК для эффективного обучения;проблема размещения дидактических элементов УМК на различных носителях;проблема методик обучения;проблемы оптимизации психолого–эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания;проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную информационно-образовательную среду;воспитательные и валеологические проблемы
Причины-мотивы, побуждающие педагога к использованию ИТ на уроке: повышение уровня профессиональной культуры;снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;возможность использования чужого опыта и методических разработок;повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИТ;переход от роли учителя – транслятора знаний к роли учителя – тьютора;возможность самореализации и самоутверждения;возможность тиражирования собственного педагогического опыта.