Современные подходык оцениванию учебных достижений учащихся Лебедев Игорь ЮР-46А
Оценивание, система оценивания
Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.Оценивание представляет собой комплексный процесс:по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;Обеспечить обратную связь;Оценить степень достижения намеченных целей;Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся
обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний; воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям; ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний·
Проблемы существующей системы оценивания
не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности - "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования);затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);
является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка);часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей)
Актуальна разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;позволит ввести в практику оценку новых результатов образования.
Оценивание: современные тенденции
Формирующее оценивание
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
может помогать учиться на ошибках;может помогать понять, что важно; может помогать понять, что у них получается;может помогать обнаруживать, что они не знают;может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Формирующее оценивание
обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,формирование оценочной самостоятельности учащихся,формирование адекватной самооценки.
Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
Варианты использования формирующего оценивания
· Написание эссе (фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной оценке).· Критический анализ ситуации.· Критическая оценка изученной литературы.· Ведение рефлексивного дневника.· Подготовка сообщения \ выступления (фиксирующее проблему и способы ее разрешения).· Подготовка \ написание статьи.· Комментарии к статье, книге, монографии.
Анализ ситуации \ случая.· Сценарирование проблем.· Моделирование ситуации.· Групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения).· Обсуждение и рефлексия с коллегами проблем \ опыта из собственных работ.· Подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме.
Выполнение действий \ демонстрация операций, техник (вычисления, работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур, заполнение протоколов, выполнение инструкций и т.п.)
· Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в которых студенты формулируют проблему, проектируют и выполняют проект, оценивают свои достижения по независимым критериям).· Создание портфолио.· Осуществление самооценки.· Написание автобиографии.· Ведение рефлексивных дневников.· Взаимооценка.· Участие и оценивание групповых проектов.· Взаимообучение.
· Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в которых студенты формулируют проблему, проектируют и выполняют проект, оценивают свои достижения по независимым критериям).· Создание портфолио.· Осуществление самооценки.· Написание автобиографии.· Ведение рефлексивных дневников.· Взаимооценка.· Участие и оценивание групповых проектов.· Взаимообучение.
Создание портфолио.· Подготовка презентации.· Представление · Участие в групповых проектах.· Участие в соревновании.· Проектирование и внедрение проекта.· Оценка качества исполнения.
Участие в групповой работе.· Участие в дискуссии (дебатах, переговорах).· Участие в ролевых играх.· Подготовка письменной презентации (эссе, отчет, рефлексивный дневник и т.п.).· Участие в публичной презентации с видеозаписью происходящего.· Наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков.