Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде Реуцкая Елена БорисовнаМОУ СОШ с. Верхнемарково
Положительное воздействие информационной среды Образование;Социальные возможности;Расширение интересов;Побуждение к творчеству;Знания в области информационных технологий;Независимость;Развлечения;Отдых.
Образование Прекрасное средство обучения;Новые возможности для обучения детей с различными нарушениями;Детские программы сочетают в себе развлечение и познавательность;Эффективнее традиционного обучения как с точки зрения формы подачи информации, так и с точки зрения её объёма.
Социальные возможности Интернет и мобильные телефоны – связь с друзьями;Электронная почта – способ общения для детей из разных стран;Телевидение, компьютерные игры – возможность для социального общения.
Расширение интересов Информационная среда расширяет круг интересов детей;Благодаря телепередачам проявление интереса детей к миру вокруг них.
Побуждение к творчеству Компьютерные программы – сочинять музыку;создавать графический дизайн;выпускать мини-фильмы или мультфильмы;Возможность разместить свои работы на Интернет-веб-сайтах.
Знания в области информационных технологий Чем более компетентны в обращении с компьютером, тем легче будут приспособлены к будущим условиям на работе
Независимость Даёт больше свободы и независимости;Могут учиться, вести социальную жизнь;Развлекаться;Познавать мир без помощи взрослых
Развлечения Детям «нескучно» проводить время возле экрана телевизора или компьютера;Выбор программ и игр растёт;Ученик находит в них важные для себя эмоции
Отдых Информационная среда позволяет:Расслабиться;Снять усталость после нагрузок рабочего школьного дня.
Негативное воздействие информационной среды Формирование агрессивных типов поведения; Ослабление физического состояния;Снижение уровня образования;Нарушение гармоничных отношений с окружающими;Изменение взгляда на мир.
Формирование агрессивных типов поведения Антисоциальное поведение;Импульсивные вспышки;Апатия;Депрессия;Раннее взросление.
30-50 актов насилия;Искажаются ценностные ориентации ребёнка;Высокая осведомлённость в области интимных отношений
Препятствия развития воображенияПотеря способности фантазировать;Проявлять творческую инициативу;Интерес к окружающему.
Ослабление физического состояния Домоседство;Проблемы с координацией;Энергетический дисбаланс;Экранное напряжение;Мобильная радиация.
Дефицит двигательной активности – ослабление здоровья, появление детской тучности; Возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, некоторых видов рака, скелетно-мышечных проблем.
Проблемы с координацией, а значит, затруднения при обучении – в узнавании геометрических фигур и усвоении навыков письма;Пропадает стимул проводить исследования, изучая окружающий мир;
Энергетический дисбаланс-либо в избытке энергии (гиперактивность), либо в её недостатке (инертность, вялость)
Симптомы экранного напряжения:Скелетно-мышечные проблемы;Боли в спине, шее;Глазные болезни.
Снижение уровня образования Слаба развита речь, отсюда проблемы с вниманием;Отставание в грамотности;Потеря сна;Плохо развиты речевые и слуховые навыки;Избегают заданий, требующих напряжения ума
Нарушение гармоничных отношений с окружающими Живёт с своём собственном маленьком мире;Не общается с семьёй и друзьями;Демонстрирует эгоистический подход к жизни.
Члены семьи перестают понимать друг друга;Мы превращаемся в разрозненное общество.Ребёнок рискует оказаться одиноким человеком, зависящим от технических средств, чтобы иметь возможность как-нибудь развлечься.
Изменение взгляда на мир Могут считать себя не похожими на остальных («земные пришельцы»);Теряют чувство реальности;Усваивают чересчур упрощённые ценности;Выстраивают свою жизнь по принципу «я хочу».
Становятся эмоционально глухими;Теряют интерес к вещам, которые являются «мировыми ценностями»;Появляются необоснованные страхи;Формируются стереотипы восприятия людей и выражаемых эмоций.
Группы детей, подверженные отрицательному воздействию Дети, в основном мальчики, у которых сильно развит дух соперничества. Склонны увлекаться компьютерными играми;Сосредоточенные дети, которым нравится работать над одной целью;
Дети с низкой мотивацией и творческой активностью;Дети, которые являются «одинокими» по характеру;Дети с трудностями в обучении.
Решения данной проблемы Совместная работа учителя с родителями:Составление дневника-просмотра телепередач;Составление индивидуального режима дня для ребёнка;Обсуждение просмотренных телепередач.
Формирование ценностных ориентаций младшего школьника Планирование системы уроков, формирующих ценностные ориентации младших школьников:Нормы общения;Школьный и внешкольный этикет;Культура внешнего вида;Культура общения;Культура поведения.
Методики психолого-педагогической диагностики:«Выбор»;«Что я могу сказать о себе»;«Мой герой»;«Моя самая большая мечта»;«Волшебная золотая рыбка»;«Три желания для Деда Мороза»;
Культурно-массовые мероприятия Экскурсии в театр, выставкиИсследовательская и творческая работа по изучению истории, культуры, обычаев, исторических ценностей родного края;Походы с целью изучения природы родного края