МОУОО «Селезнёвская средняя общеобразовательная школа»Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознанию.Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обществознания второй квалификационной категории
Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления Цель: обеспечение максимальной эффективности проведения урока. Подготовка к уроку:предварительный анализ учителем материала изучаемой темы; выделение и формулировка проблемы, которую учащиеся должны решить на уроке;диагностика уровня подготовленности класса к выполнению той или иной работы;подбор конкретных педагогических приемов с целью использовать на уроке.
Изменения в структуре урока. Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности. Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.
Приемы, используемые на стадии вызова. Цель: актуализация знаний учащихся по изучаемой теме;обеспечение мотивации предстоящей деятельности;подготовка учащихся к выполнению последующей работы;создание ситуации успеха на уроке.
Прием “Я уже знаю” Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся назвать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. “Сброс идей в корзину”:учитель фиксирует реплики на доске. Составляется кластер, который позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Пример.
Прием “Лови ошибку”. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Пример. Тема: «Письменность Древнего Востока» «В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда». (6 ошибок) Тема « В Древнем Египте»« По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500г до н.э. в результате завоевательных подходов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину царей. Много тайн хранит история Египта. Так в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона- Ра обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователе»й. Правильные ответы: Нил впадает в Средиземное море, Египет расположен в низовьях Нила, территория увеличилась около 1500г.до н.э., в результате походов фараона Тутмоса, Храм в Абидоссе построен в честь Осириса, одним из семи чудес света является пирамида Хеопса.
Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмысления. Цель: развитие у школьников навыков работы с учебными текстами; достижение оптимального уровня усвоения нового материала школьниками.
Прием “Анализ текста по предложенной схеме”. Учащиеся получают доступный для понимания текст документа и проводят анализ, опираясь на перечень вопросов, предложенных после документа.Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа.Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросовЗатем проходит обсуждение различных вариантов ответов, разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.
Пример.
Примеры вопросов для старшеклассников. Определить название, автора, дату создания, выходные данные предложенного документа;Определить вид документа (государственные документы, мемуары, художественные произведения и т.д.);Охарактеризовать историческую обстановку, на фоне которой создавался документ;Установить адресат документа (кому конкретно, или какой социальной группе он предназначался?);Установить цели документа (официальные - неофициальные, главные - второстепенные);Охарактеризовать факты, содержащиеся в документе;Выделить основные понятия (уже известные - еще не известные);Охарактеризовать проблемы, затронутые в документе;Охарактеризовать идеологическую позицию автора документа;Выявить стилистические особенности текста;Определить уровень эмоциональности;Провести возможное сравнение с другими документами;Определить историческое значение документа;Сформулировать вопросы, возникающие по ходу анализа.
Прием “Двойной дневник” Учитель предлагает изучить определенный текст.Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части:в первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста;во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.
Примеры. Ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью;Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями;Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа;Ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий;Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его.
Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии). Цель: формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Прием “Интервью”. После изучения учебного материала, учитель делит учащихся на несколько групп, представляющих того или иного исторического деятеля, и задаёт им вопросы. Цель- не односторонний ответ на вопрос, а «защита» позиций той или иной группы, что предполагает дискуссию между учениками. Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия:1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке;2 – вопросы, требующие отдельного исследования;3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют.
Пример. Тема: «Общественная жизнь при Николае I», 10 класс. Ученики делятся на 3 группы:славянофилы;западники;русские социалисты (среди них кто-то «отвечает» за идеи Герцена и Огарёва, кто-то –за идеи Бакунина, кто-то защищает взгляды Белинского).Выступления лучше осуществлять от имени какого-то конкретного исторического персонажа. Возможен вариант, при котором ученики отвечают от имени разных представителей того или иного направления. Ученикам задается ряд вопросов, а они от имени своих персонажей озвучивают ответ.Вопросы:Каково ваше отношение к самодержавию?Каков по вашему мнению наилучший государственный строй?Что вы думаете о крепостном праве?Что вы думаете о русской истории? Как вы относитесь к преобразованиям Петра? Есть ли у России свой особый путь, отличный от западного? Что вы думаете о Западе?Как вы относитесь к русской крестьянской общине?
Прием “Написание эссе”. Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе-размышление, рассказ, стихотворение (в условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания). Эссе-размышление – направлено на выявление позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: “Я считаю, что…”, далее следует аргументация взглядов автора.Эссе-ретроальтернативистика. Основание – предположение о случайном характере многих исторических явлений. Задание – дать прогноз дальнейшего развития событий при исключении (изменении) определенных исторических явлений. Позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных исторических сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний учащихся, высокую степень развития логического мышления.
Пример. Тема: «Семья и брак», 11 класс. Проблема: Что является самым главным для создания крепкой и счастливой семьи?Тема: «Субъекты политической жизни», 10 класс.Проблема: Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества?Тема: «Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.», 9 класс.Проблема: Какова ваша позиция по вопросу развязывания «холодной войны»?Одни историки приписывают главную вину Западу, другие-СССР, третьи- обеим сторонам.
Прием “Завершим схему”. Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно неоконченную схему.Заполнить пробелы в схеме.Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы.Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.
Пример.
Ещё можно использовать такие приемы, как: “Составление логической цепочки”;“Учимся сообща”;“Учебный мозговой штурм”;Работа в группах с использованием приема “Шляпы мышления”.
Подготовка и проведение урока-лекции. Цель: в доступной форме преподнести учащимся новый материал, представляющий сложность для самостоятельного изучения школьниками.Применение урока-лекции целесообразно в следующих случаях:при изучении сложного теоретического материала;при ознакомлении со спорным или новым материалом в рамках общественных дисциплин;если доступ к материалу затруднен (отсутствует в тексте учебника);при систематизации и обобщении обширных сведений;если требуется показать значимость курса, темы (вводная лекция).Описание работы по подготовке и проведению лекции.I. Подготовка к лекции:разработка содержания лекции – материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не повторять или суммировать его;разработка структуры лекции – формулировка вопросов, ответы на которые даются в ходе лекции; определение основных этапов – вводной части, основной части, заключения, обеспечение логической связи между этапами лекции;подготовка конспекта лекции;II. Проведение лекции:перед началом лекции формулируются вопросы, ответы на которые дает учитель в ходе лекции;сформулированные вопросы записываются на доске, чтобы учащимся легче было фиксировать свое внимание на главном в содержании лекции, в заключении по каждому из поставленных вопросов делается вывод;3. составить план прослушанной лекции, либо тезисы по предложенному учителем плану;4. самостоятельно заполнить таблицу, составить схему по ходу изложения лекционного материала, либо в конце лекции5. Найти ответы на поставленные вопросы в изложении учителя;Каждые 10-15 минут в процессе изложения лекции необходимо предусмотреть паузы, связанные с изменением характера деятельности учащихся, например, задать вопросы, поинтересоваться мнением учащихся, продемонстрировать слайды.
Спасибо за внимание! Селезнёво 2011