МОУ СОШ № 16 г. Балашова Аспекты истории преподавания европейских языков в системе российского образованияИсполнитель: Шеина Евгения, ученица 10 «Б» класса Руководитель: Гартвиг Ольга Эмануиловна
План Генеалогическая классификация языков. Этапы формирования историко-педагогических принципов преподавания древних и новых европейских языков. Методы преподавания европейских языков.Преподавание иностранных языков в школе.
Генеалогическая классификация языков
Этапы формирования историко-педагогических принципов преподавания древних и новых европейских языковВ течение веков один из европейских языков занимал главенствующее положение на какой-то период времени, что объяснялось, прежде всего, экономическим и историческим фоном развития цивилизации. В римскую эпоху таким «главным» языком был греческий, затем почти в течение 15 веков это место занимал латинский язык, методика преподавания которого оказала огромное влияние на дальнейшую методику преподавания европейских иностранных языков. Претендуя на мировое господство, латинский язык занимал то же место, что сейчас занимает английский язык.
Начиная со второй половины XVIII века на «первое» место выходит французский язык, поскольку это было время становления национальных государств, а Франция играла при этом среди европейских государств не последнюю роль. Весь XIX век «главным» был немецкий язык. После второй мировой войны это место «делили» английский и русский языки. В последние десятилетия английский язык становится, по сути, языком международного общения.
Методы преподавания европейских языков Формирование научного обоснования методов изучения иностранных языков происходило постепенно, в течение всего XIX века. Русская школа не имела определенного лица в отношении методики преподавания иностранных языков. В дворянских институтах для юношей и благородных девиц, в гимназиях, в кадетских корпусах, в дворянских пансионах применялись заимствованные зарубежные методы: грамматико-переводный, лексико-переводный.
Методика преподавания неродного языка прошла долгий путь развития: от реформы конца XIX в. до реформ сегодняшнего дня. Методическая реформа — не мгновенная смена способов преподавания, это сложный процесс. Как быстро будет происходить вытеснение одних форм обучения другими, более прогрессивными — зависит во многом от того, насколько широкий круг последователей воспримет новые методы и начнет проводить их в жизнь.
Методы преподавания европейских языковС возникновением школ и введением в них иностранного языка как общеобразовательного предмета первое время также пытались обучать языку естественным методом, однако он вскоре был заменен переводным методом, который господствовал вплоть до середины ХIХ века.
Методы преподавания европейских языковВ начале ХIХ века был разработан сравнительный метод, который дал лингвистам возможность изучать историю языка.
Методы преподавания европейских языковПоявление в первой половине ХIХ века одного нового метода, названного грамматико-переводным, и второго - текстуально-переводным обусловило изменения в преподавании иностранного языка.
Преподавание иностранных языков в школеСегодня в центре внимания — ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Преподавание иностранных языков в школеЗадача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя — активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам
Библиографический список: Никшикова Л.Ю. Историко-педагогические основы преподавания иностранных языков в России ХIХ – начала ХХ вв.Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.