Использование логических схем на уроках литературы
Логическая схема – максимально упрощенное изображение, в котором отражены основные опорные явления и связи между ними, помогающие понять логику построения произведения, его идею, особенности личности героя, философию автора
Использование логических схем на уроках литературы базируется на трех принципах:Применение схемы должно быть оправдано литературным материаломСхема должна быть доступна для понимания учащимисяРабота над схемой должна сопровождаться речевой подготовкой учащихся
Преимущества логической схемы
Философская концепция жизни в рассказе А. Платонова «Юшка» (7 класс)
«Капитанская дочка» – повесть о милосердии (8 класс)
Психологический портрет Печорина(9 класс)
Анализ конфликтообразующих ситуаций с нравственными коллизиями
Актуальность данной технологииобусловлена:Во-первых, потребностью современного общества в активных людях, способных принимать ответственные решения, и отсутствием у школьников, особенно среднего и старшего звена, социально-нравственной практики принятия решений на основе моральных императивовВо-вторых, противоречивостью и конфликтностью социального развития и недостаточным использованием конфликтообразующих ситуаций как средства формирования устойчивого морального выбора у школьников
«Конфликтообразующие ситуации» (КОС) включают в себя:Проблемные ситуацииПроблемно-конфликтные ситуацииКонфликтные ситуации
«Коллизия» - столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов. В данном случае настоящее понятие употребляется применительно к изображению конфликтообразующих ситуаций (или ситуаций морального выбора, дилемм) в художественных произведениях, предусмотренных общеобразовательной программой.
КОС с нравственными коллизиями воспринимаются школьниками как ситуации морального выбора. Выбрать правильное моральное решение – это значит совершить поступок. Выбрать 10 раз в день правильное моральное решение – значит 10 раз продвинуться в нравственном развитии.
Мысли, убеждения, поступки героев анализируются и оцениваются учащимися при активном участии учителя и его чутком руководстве ходом детских рассуждений. Школьники получают необходимые представления о тех или иных способах поведения в различных ситуациях, проникают в скрытые мотивы действий литературных героев и, что самое главное, пытаются примерить собственную модель поведения на описанные в произведениях жизненные коллизии и осознать, как бы они поступили в данной ситуации и какими бы побуждениями руководствовались. Все это способствует накоплению опыта нравственного поведения.
При обсуждении ситуаций (эпизодов) с нравственными коллизиями можно обучать анализу по следующей схеме:1. Выделение и анализ условий и обстоятельств, способствующих возникновению ситуации. 2. Планирование решения и возможностей его осуществления.3. Анализ результатов и последствий принятого решения.
7 классМ.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»Моральные понятия: любовь, честь, достоинство, убеждение.Дилемма Кирибеевича? Оцените его поступок. Какое чувство явилось мотивом поступка? Это, по-вашему, любовь? Дилемма Калашникова? Оцените его поступок. Почему он не называет царю истинную причину убийства Кирибеевича? Были ли у Калашникова другие варианты выбора?
8 классК.Г. Паустовский «Телеграмма».Морально-этические понятия: совесть, любовь, вина.Объясните ситуацию морального выбора Насти? Оцените ее поведение. Можете ли вы ее оправдать? Как, по-вашему, она должна была бы поступить? А как бы поступили вы на ее месте?
Основной вид деятельности здесь – мышление. Это предварительная ступень, на которой в мыслях и чувствах моделируется возможное поведение. В процессе решения КОС накапливаются этические знания, опыт реальной ответственности, логика морального выбора поступка и принятия решения, проектирование своего поведения, переживание и проживание ситуаций гуманного нравственного поведения.
При обсуждении конфликтообразующих ситуаций, в числе прочих, учитываются задачи, направленные на формирование морального сознания и приобретения нравственного опыта поведения в ситуациях морального выбора, что обуславливает устойчивость (привычку) в принятии решения.
Спасибо за внимание!