Особенности психофизического развития детейПричины аномального развития
Требования к студентам в соответствии с образовательными стандартами Студент должен знать: - наиболее распространенные заболевания, которые являются причиной ранней инвалидности и смертности детей и подростков
План 1. Сущность понятия «аномальное развитие». 2. Причины аномального развития: - факторы нарушений органического характера; - факторы нарушений функционального характера; - причины врожденной патологии развития; - причины приобретенных нарушений развития.
Аномальное развитиеАномалия (греч.anomalia – неровность, отклонение) – отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей.К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушениям общего развития.Аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.
Дефект (лат.defectus – недостаток)Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие дефекта не предопределяет аномального развития, например, нарушение зрения:АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НЕТ, Т.К.СОХРАНЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫАНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, Т.К. ИСКАЖАЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ
Основные категории аномальных детей педагогическая классификация
Причины аномального развития
По характеру нарушения:Органические – при которых имеются дегенеративные (разрушительные) или деструктивные (с изменением строения) повреждения ткани, органа. Например:травма (разрыв тканей);инфекция (воспалительный процесс при заболевании, сопровождающийся повреждением или разрушением клеток);интоксикация (гибель клеток или изменение их строения под воздействием ядов).
По характеру нарушения:Функциональные – при которых нет повреждений тканей, органов. Например:нарушения санитарно-гигиенических норм, приводящие к дисфункции органов: недостаток света – к снижению зрения;неблагополучное социальное окружение, которое ведет к нарушению психофизического развития: плохая речь окружающих – к дефектам речи, дефицит раздражителей окружающей среды – к сенсорной депривации (депривация – лишение).
Причины аномального развитияПо времени воздействияВРОЖДЕННЫЕПРИОБРЕТЕННЫЕ
По времени воздействияВрожденные аномалии развития
По времени воздействия
ВЫВОДЫРебенок с аномальным развитием –такой ребенок, развитие которого проходит на дефектной основе.Этот дефект приводит к нарушению общего развития ребенка.Аномальный ребенок нуждается в создании специальных условий обучения, воспитания, развития и социальной адаптации.
Список использованных источниковГонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А.Д. Гонеев. - М.. 1999.Замский Х.С., Умственно отсталые дети [Текст] /Х.С.Замский. - М., 1995.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : Учеб. пособ. / А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. - М., 2001.Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] : Учеб. пособ. / Под ред. Кумариной Г.Ф. -М, 2001.Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002.Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М, 2001.