Секция 1. «Учреждения общего образования в современной России: текущее положение и перспективы» Всероссийская конференция руководителей общеобразовательных учреждений, 19-20 апреля 2012 г.
Школа - национальное достояние и надежда РоссииВ решении проблем образования, воспитания, социализации, оздоровления юного поколения огромную роль играет школа. Не только школа в собирательном понимании как система общего образования, но и школа как конкретная живая образовательная организация, конкретный субъект образования, конкретное уникальное школьное сообщество.Институт средней общеобразовательной школы, национальная модель школы, сложившаяся и развивающаяся в России, возможно, не идеальны и нуждаются в совершенствовании, но и в нынешнем виде они, на наш взгляд, являются важным национальным и культурным достоянием России.
Школа – главный оператор образованияПонятная увлеченность формированием стратегий развития образования на верхних уровнях системы может не дать желаемых результатов, если не удастся сделать школы субъектами, принимающими эти стратегические установки как свои и разделяющими ответственность за выполнение этих вышестоящих стратегий. Любые попытки реформ и трансформаций системы образования, которые не будут в должной мере проходить через сознание школьных сообществ, их управляющих систем, отвечать их внутренним устремлениям и потребностям, вряд ли смогут быть эффективными. Великий наш соотечественник. К.Д.Ушинский абсолютно точно зафиксировал: «В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». И осмелимся добавить – «минуя коллективный разум школьных сообществ».
Самые масштабные проекты требуют для своего успехаактивной вовлеченности школьных сообществ
Необходимо, чтобы и сами школы рассматривались руководством и видели себя сами как выбирающие и имеющие и реализующие в рамках своей законной компетенции собственные стратегии, чтобы стратегическое управление в образовании начиналось со школы. Определённую тревогу вызывает то обстоятельство, что это пока далеко не всегда так.
Из какого образа школы следует исходить?
по сути игнорирует всю многовековую историю педагогики, свидетельствующую о пагубности унификации и избыточной стандартизации школ, и, разумеется, не верит в «какое-там стратегическое управление в школе», как и во всякие разговоры об «авторских школах». верит в школу и ее уникальные возможности, для раскрытия которых стратегический менеджмент является наиболее адекватным управленческим инструментом.
Это значит, чтоНам нужны хорошие, мощные школыКачество школы и качество школьной жизни – важнейшие задачиНадо поддерживать не только лидеров, надо по-разному поддерживать разные школы
Школа – открытая система
Модель директора школы Школоделатель – создатель этой и такой, то есть - уникальной Школы?
И какие компетентности ему необходимы? И как при всей важности экономических и правовых компетентностей не упустить из виду компетентости собственно управленческие и компетентности по базовому – образовательному процессу и по инноватике?И как школе не потерять свое лицо в новых экономических и правовых реалиях?
Докладчики секции Азамат Борисович Тлисов, член Общественной палаты Российской Федерации;Сергей Иванович Фёклин, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, директор Центра нормативного правового обеспечения образования ФГАОУ «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», заместитель декана юридического факультета ГБОУ ВПО МГПУ, кандидат юридических наук Дмитрий Владимирович Жигалов, руководитель проектов сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города»
Спасибо за внимание!