ТЕХНОЛОГИЯподготовки образовательногоучреждения к введению ФГОСначального общего образованияРоговцева Наталия Ивановна – заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»
Основополагающие документы,устанавливающие ФГОС Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации.–2009.–№ 9. Ст. 1110)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 г. № 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Федеральный государственныйобразовательный стандарт начальногообщего образования 1. Должен обеспечивать :единство образовательного пространства Российской Федерациипреемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования
Федеральный государственныйобразовательный стандарт начальногообщего образования 2. Включает в себя требования к:структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процессаусловиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиямрезультатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Федеральный государственныйобразовательный стандарт начальногообщего образования 3. Является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования
Федеральный государственныйобразовательный стандарт начальногообщего образования Для обеспечения введения ФГОС необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
Последовательность введения ФГОС
Требования к условиям реализацииосновных образовательных программ
Критерии готовности образовательногоучреждения к введению ФГОС разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждениянормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.)приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учрежденияразработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками
Критерии готовности образовательногоучреждения к введению ФГОС определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей)определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образованияразработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОСосуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования)обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС.Институциональный уровень 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС :разработка примерной основной образовательной программы начального общего образования. Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программыобеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и др.)разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учрежденииопределение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС.Институциональный уровень 2. Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС:разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премированиязаключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС.Институциональный уровень 3. Создание организационного обеспечения введения ФГОСобеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образованияреализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельностисоздание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образованияпривлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС.Институциональный уровень 4. Создание кадрового обеспечения введения ФГОСсоздание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОСразработка (корректировка) плана научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образованияприведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС.Институциональный уровень 5. Создание информационного обеспечения введения ФГОСширокое информирование общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандартыорганизация публичной отчетности образовательных учреждений региона о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образованияорганизация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образованияразработка и утверждение локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС.Институциональный уровень 6. Создание материально-технического обеспечения введения ФГОСРазработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например, положений о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.)
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС.Региональный уровень создание органов, координирующих деятельность по подготовке к введению ФГОС общего образования в субъекте РФ (региональный координационный совет и др.) создание постоянно-действующих консультационных пунктов, семинаров, тьюторских центров (в том числе в дистанционном режиме), по вопросам введения ФГОС общего образования на базе учреждений дополнительного профессионального образования, вузов, инновационных общеобразовательных учреждений организация и проведение региональных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам введения ФГОС общего образования второго поколения координация взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся формирование регионального бюджета с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС.Региональный уровень создание региональной системы мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечение образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой под ФГОС начального общего образования разработка и публикация серии брошюр, сопровождающих подготовку к введению ФГОС начального общего образования в субъекте РФ организация деятельности пилотных (апробационных) площадок введения ФГОС начального общего образования (в том числе на базе образовательных учреждений
Требования к учителю, осваивающему ФГОС В первую очередь учитель должен обладать соответствующим образованием: иметь сертификаты, подтверждающие прохождение семинаров и участие в конференциях, посвящённых данной проблемеиметь фундаментальные знания по учебным предметам: русскому языку , математике, литературе и пр. ; педагогике, психологии, методике преподаванияОбладать следующими умениями:
Учитель начальной школыПозиционирование учителяПозиция учителя-профессионалаПозиция воспитателяПозиция педагогической поддержкиоказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Учитель начальной школыПрофессиональное мастерствоПроектирование учебного процессатематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процессапроектирование «учебных ситуаций»Организация работы учащихсяОценочная деятельность
Учитель начальной школыИКТ-компетентностьОбщепользовательские инструментыМультимедийные информационные источникиИнструменты коммуникацииИКТ-средства
Профессиональная подготовка специалиста позволяет решать проблему перехода на новые стандарты Творческих успехов в этом нелегком деле До новых встреч
Спасибо за внимание!Издательство «Просвещение»Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, д. 41