Активные формы и методы в воспитательной работе классного руководителя 5 классаМАОУ «Комсомольская СОШ»Т.А. Шаляпиной
Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.
Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (развивающей, воспитывающей…), а для детей она является их естественной жизнью.
Основными формами и методами работы классного руководителя 5 класса являются: проведение анализа результатов успеваемости;организация собраний, классных часов;проведение различных соревнований;участие в обсуждении классных и общешкольных дел/мероприятий;организация культурных, познавательных, развивающих мероприятий
Основные понятия Метод обучения – это способ взаимосвязи преподавателя с обучающимися для достижения целей обучения, развития и воспитания.Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения обучающихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.
Классификация активные методов обучения и воспитания
Активные формы воспитательной работы Проблемный классный час - начинается с вопросов, с проблемы, которую необходимо решить. Обучающиеся выполняют поисковую и исследовательскую деятельность. Классный час –визуализация - учит обучающегося преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную форму, выделяя значимые элементы. Используются схемы, рисунки, анимации для привлечения внимания.
Классный час с заранее запланированными ошибками Которые должны обнаружить обучающиеся Список ошибок обучающиеся узнают в конце Подбираются распространенные ошибки, которые делают как обучающиеся, так и учителя Обучающиеся во время урока должны обнаружить ошибки и занести на лист В конце классного часа проводится их обсуждение
Классный час -дискуссия целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группеВиды дискуссийТематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урокаБиографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участникаИнтеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»
Мозговой штурм (мозговая атака) свободная форма дискуссии, позволяет быстро включить в работу всех обучающихсяИспользуется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Это способ поощрения активности обучающихся и быстрого генерирования идей
Правила проведения мозгового штурма Запрещена критика выдвинутых идей Не допускаются суждения о неразрешимости проблемыЧем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеиНаличие ролейВ ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идейДоброжелательная, творческая атмосфера проведенияАктивное взаимодействие всех участниковПрименение системы оценки, стимулирование
Классный час – пресс-конференция Учитель объявляет тему классного часаПросит обучающихся письменно задавать ему вопросы по данной теме. Обучающиеся формулируют вопросы в течение 5 минут Далее учитель сортирует поступившие записки и читает в форме связного раскрытия темыВ процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы. В конце учитель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся
Активные формы воспитательной работы Классный час с разбором конкретной ситуации, изложенной устно или в виде видеозаписи и т.п. обучающиеся совместно анализируют и обсуждают представленный материал.классный час –консультация50% на вопросы обучающихся; 50% времени отводится для ответов в том числе с привлечением специальных консультантов в области изучаемой проблемы.«Круглый стол» сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией, позволяет сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии
Методы группового решения творческих задач Метод ДельфиПомогает выбрать из предлагаемоых вариантов лучший: от членов группы требуется дать оценку каждого варианта в определенной последовательности.Метод 6–6 Не менее шести членов группы в течение шести минут формулируют варианты решения проблемы. Каждый участник записывает свои соображения на определенном листе. После этого проводится обсуждение всех подготовленных списков, отсеиваются явно ошибочные решения, остальные группируются по определенным признакам. Задача – отобрать несколько наиболее важных вариантов (их количество должно быть меньше количества участников дискуссии).
Методы группового решения творческих задач Метод дневников - участники решения проблемы записывают появившиеся в определенный период времени (неделя и т.п.) идеи – с последующим коллективным их обсуждением. Метод развивающейся кооперации - ставиться задача, которую трудно выполнить в индивидуальном порядке и нужна кооперация (объединение) обучающихся с распределением внутренних ролей в группе. Создаются группы из 6–8 человек, а далее каждая группа предлагает свой вариант решения и начинается дискуссия, в ходе которой группы должны доказать истинность своего варианта решения.
Формы групповой деятельности Перечень мероприятий:Презентация мира Приглашение к чаю Сократовская беседа Корзина грецких орехов Волшебный стул Открытая кафедра Защита проекта Диалог с веком Разброс мнений Театр-экспромт Пять минут с искусством Проблемы и аргументы
Деловые игры: метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правиламНеобходимо создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Требуется не только знаний и навыки, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций.
Классификация игр: По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизацияПо характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающиеПо области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовыеПо игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные
Ролевая игра Это маленькая сценка, разыгрываемая обучающимисяЕё цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые обучающимся
Деловая игра Имитация в игре реального процесса с помощью моделиРазличие интересов участников игрыНаличие общей игровой целиРеализация цепочки решенийИспользование гибкого масштаба времени
Ситуативные игры Ситуации – иллюстрацииСитуации – упражненияОценочные ситуацииПроблемные ситуацииПрогностические ситуации
Пары и группы Этот метод даёт обучающимся больше возможностей для участия и взаимодействия.Группы могут формироваться произвольно или по желанию обучающихся или учитель заранее делит на группы, учитывая уровень обучающегося или его характер межличностных отношений
« Золотые правила при игре» относитесь к другим так, как вы хотел чтобы бы, относились к тебекаждый имеет право быть выслушанным; пока один говорит, все его слушают;каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критикеплохих мнений не существует;каждый имеет право во время игры выйти и вернуться;если я говорю, то говорю только за себя;Я избегаю слов типа «он думает, что», «я хотел бы сказать за него»;не говорят о том, кто сейчас отсутствует.
Критерии эффективности представленных методов и форм Личностная значимость и заинтересованность обучающегосяК чему душа лежит, к тому и руки приложатся
Должен быть благоприятный климатСтремления человечества,можно привести к простому общему знаменателю: «Чтоб всем было хорошо» (Н. А. Добролюбов)
Должна быть возможность для проявления индивидуальных и творческих способностей обучающихсяДети – это цветы жизни. Нельзя… требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В. М. Дорошевич)
Духовно-нравственная ценностьПознай где свет Поймёшь где тьма«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».
Учителю В озможно ли Другого изменить? О ткрыть, сломать и вновь свинтить, С удьбу без колебаний предсказать, П отом туда дорогу смело указать И не давать с дороги сбиться, Т олкать мешая ошибиться? А кто нам дал такое право? Т ого и я не знаю, правда Е сть шаг: любить, не ждать мольбы: Л ишь в чуде внутренней борьбы Ю тится взлёт людской судьбы …
Задача классного руководителя – увидеть даже в самом маленьком человечке индивидуальность, найти особый подход к каждому обучающемусяНастоящий учитель, это не тот, кто знает больше всех,а тот, кто вдохновляет других учиться!»