Этический диалог
Что есть истина? Что есть добро? Что есть зло?
Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.
«Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека. Она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения» (М.М.Бахтин) «Истина есть совместное мышление» (Вильгельм Виндельбанд)
Этический диалог с подростками — четко и логически выстроенный педагогом сюжет, начало, развитие и кульминация которого позволяет погружать детей на уровне их возрастных особенностей и способностей личного восприятия в мир этических категорий и культур, в сферу мышления выдающихся философов, в противоречия этических учений, в историю развития этической мысли.
1. Завязка, выявляющая проблему. диагностирующая методикапроблемная ситуацияальтернативное суждениенравственная коллизия
2. Процесс диалогического общения по выявленной проблеме и обращение к личности учащегося индивидуальные и групповые обоснования альтернативных суждений вычленение доказательствформулирование определившихся позицийвыбор высказываний, афоризмов.
3. Точка интеллектуального и эмоционального напряжения каккульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений. Суждение, которое объективно выводит на нерешенные «вечные» проблемы человеческого бытия, не заканчивается в данном диалоге. Оно оставляется для индивидуального размышления.
4. Нравственный выбор как внутренний диалог подростка ссобой, как самоопределение, самооценка.
5. «Открытый» финал как возможность последующего индивидуального размышления над проблемой. Из утверждения и отрицания рождается истина (Л.Фейхвангер)
Обращение к истокам этической мысли: «В гостях у философов». Последовательность логически связанных проблем и альтернативных суждений мыслителей с включением афоризмов, различных высказываний, биографических и исторических сведений.
Приемы: Проведение аналогий и сопоставлений с актуальными вопросами и проблемами современной жизни, вычленение и осмысление тождественного в них. Включение эмоционально-образных элементов: игровых моментов, стимулирующих материалов, музыкальных и художественных фрагментов, упражнений, экспериментов, тестов.
«Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема»(И.В.Гете)