Иллюзии, в которых «виноват» мозг Всегда ли обман зрения - это обман глаз?
Оптические или зрительные иллюзии – это несоответствие окраски, формы или размеров объекта реальному состоянию.Оптические обманы могут быть вызваны различными причинами: размерами, расположением, цветом и формой окружающих объектов, а также особенностями зрения смотрящего: его строением глаз и работой мозга.Рассмотрим примеры зрительных иллюзий вызванных особенностями работы нашего мозга, увидим, как наши знания и «привычки» разума могут исказить реальность.
Игра света и тениМаскировкаИллюзии колебания вниманияПеревертышиИллюзии движенияСписок литературы
Игра света и тени Именно по тени мы можем распознать животное, объемное тело отличить от плоского. Тела животных имеют цилиндрическую форму и отбрасывают тень. Чтобы нарушить представление о тени используется противотеневая окраска: низ светлый, верх темный (рыбы, змеи). Человек использует это при раскраске боевых самолетов.
Игра света и тени Благодаря различной окраске частей какого-либо тела, мы можем воспринимать окраску как тень и делать вывод об объемности тела. И иногда видим НЕВОЗМОЖНОЕ.
Маскировка бывает трёх видов:Мимикрия. Подразделяется на 2 вида:Подражание другому (мухи подражают окраске ос, палочники подражают форме веток и листьев, змеи в джунглях подражают лианам).Слияние с фоном. Копирование цветов и формы (камбала, хамелеон, морской огурец, бабочки, лягушки, львы).Деформирующий рисунок. Полосы и штрихи сильно нарушают форму (зебра, змеи, тигры). Контрастный рисунок сильно искажает форму на расстоянии.Противотеневая окраска.
Маскировка Деформирующий рисунок
Маскировка Деформирующий рисунок
Маскировка Слияние с фоном
Маскировка Таким образом человеку, работа которого связана с наблюдением за объектами живой природы (биолог, егерь, проводник, орнитолог, географ, геолог-разведчик, охотник) очень важно знать о возможных искажениях вызванных маскировкой.Дизайнеры одежды и ювелирных украшений, а также стилисты должны продумывать сочетание элементов одежды и украшений, дабы подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки (фигуры, стиля, формы и т.п.)
Иллюзии колебания внимания Отображение объемных предметов на плоскости часто вводит мозг в заблуждение: с какой точки видно тело?Смотрите не менее 1 минуты.
Иллюзии колебания внимания Корешок книги обращен к нам или от нас? Что это: брусок с выемкой или брусок с пластиной приставленной снаружи?
Иллюзии колебания внимания
Иллюзии колебания внимания Фото XI. Сильно увеличенное изображение травленой поверхности алмаза. Создается впечатление выступающих блоков.Переверните рисунок и вы увидите поверхность, испещренную ямками.В обоих случаях представьте, что свет идет справа. С подобными иллюзиями мы сталкиваемся при наблюдении очень малых объектов (например в микроскоп, см. фото) или крупных удаленных объектов с большим числом пересекающихся линий (каркасы зданий, пересечение проводов, пересечение арок зданий, решетки теплиц и т.п.).
Перевертыши Летчики часто сталкиваются с проблемой определения, что перед ними: бугор или впадина. Почему?Смотрите сами. Слон или фламинго
Перевертыши Турецкий паша или капитан? Гимназист или судья?
Иллюзии движения Движение глаз при осмотре некоторых картин вызывают у мозга восприятие их как движущихся объектов.
Иллюзии движения
Иллюзии движения
Список литературы Агостон Ж. А. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. – М.: Мир, 1982.Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. – М.: Наука, 1969. Толанский С. Оптические иллюзии. – М.: Мир, 1967.Трофимова Т. И. Курс физики: Учеб. пособие для вузов.- 3-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 1994. www.log-in.ruwww.kotomatrix.ru
Оценивание: 1) Имеется теоретический материал и иллюстративная часть;2) Причины предлагаемой иллюзии соответствуют теме презентации;3) Если имеются дополнительные эффекты, то они описаны;4) В примерах иллюзий имеется тесная связь с реальными ситуациями, объектами реального мира;5) В презентации отражена связь иллюзий с профессиональной деятельностью человека;6) Материал презентации выстроен логично, в определенной последовательности;7) Содержание и структура презентации отражают использование современных информационных технологий, в т.ч. использование Internet;8) Содержание презентации отражает связь различных учебных дисциплин;9) Характер воспроизведения презентации отражает уровень навыков работы в среде MS PowerPoint.