Гидролиз от греч. Hydro –вода,Lysis – разложение, распадГидролиз – это реакция обменного разложения веществ водой
Цель урока. Сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.Задачи обучения. Сформировать понятие “Гидролиз”, Расширить знания о свойствах солей, Научить записывать уравнения гидролиза солей; Показать значение и практическое применение гидролиза в различных областях деятельности человека.Задачи развития. Совершенствовать умение работать с учебными материалами, выделять необходимое и главное, сравнивать состав и свойства солей.Прогнозировать реакцию среды водного раствора соли на основе анализа её состава. Развивать умения наблюдать за происходящими изменениями с веществами, формулировать проблему, определять тему и цель, выдвигать и проверять гипотезу исследования, осуществлять сбор, обработку и интерпретацию данных, доказательно излагать свои выводы. Развивать интерес к предмету и процессу познания.Задачи воспитания. Приумножать знания о многообразии веществ в природе, их материальном единстве, зависимости свойств веществ от состава и строения. Формировать представление о химии как производительной силе общества. Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Гидролиз органических веществ C2H5Cl + H2O C2 H5 OH + HCl хлорэтан этанол H⁺ , tCH3 COOC2H5 + H2O C2H5 OH + CH3 COOH этиловый эфир уксусной кислоты этанол уксусная кислотаС12H22O11 + H2O C6H12O6 + C6H12O6 Сахароза глюкоза фруктоза H2O H2OБелки пищи Полипептиды АминокислотыАТФ + H2O H3PO4 + АДФ + энергия
Гидролиз бинарных соединений Карбиды металлов: CaC2 + 2H2O Ca(OH)2 +C2H2 Al4C3 + 12H2O 4Al(OH)3 +3CH4 Галогениды неметаллов: SiCl4 + 3H2O H2SiO3 + 4HCl Фосфиды, нитриды некоторых металлов: Mg3P2 + 6H2O 3Mg(OH)2 + 2PH3 Ca3N2 + 6H2O 3Ca(OH)2 + 2NH3
Гидролиз солей Водные растворы солей имеют разные значения pH и различные типы сред – кислую (pH < 7), щелочную (pH > 7), нейтральную (pH = 7). Сущность гидролиза сводится к обменному химическому взаимодействию катионов и анионов соли с молекулами воды. В результате этого взаимодействия образуется малодиссоциирующее соединение (слабый электролит). А в водном растворе соли появляется избыток свободных ионов H⁺ или OH¯, и раствор соли становится кислотным или щелочным соответственно.
4 типа солей.
Сильные основания (Щелочи) LiOH NaOH KOHRbOH CsOH Ca(OH)2 Sr(OH)2Ba(OH)2 Cильные кислоты HClO4 HNO3 H2SO4 HCl HBr HI
Гидролиз по аниону(соль образована сильным основанием и слабой кислотой) KNO2 = K⁺ + NO2¯ NO2¯ + HOH HNO2 + OH ¯ сокращенное ионное уравнение KNO2 +H2O HNO2 + KOH молекулярное уравнение Выводы:По аниону соли, как правило, гидролизуются обратимо;Химическое равновесие смещено влево;Реакция среды – щелочная (pH > 7);При гидролизе солей, образованных слабыми многоосновными кислотами, получаются кислые соли.
Гидролиз по катиону(соль образована слабым основанием и сильной кислотой) Ni(NO3)2 = Ni²⁺ + 2 NO3¯ Ni²⁺ + HOH NiOH⁺ + H⁺ сокращенное ионное уравнение Ni(NO3)2 + H2O NiOHNO3 + HNO3 молекулярное уравнениеВыводы: По катиону соли, как правило, гидролизуются обратимо;Химическое равновесие смещено влево;Реакция среды – кислотная (pH < 7);При гидролизе солей, образованных слабыми многокислотными основаниями, получаются основные соли.
Необратимый гидролиз(соли образованы слабым основанием и слабой кислотой) Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S NH4(CH3COO) + H2O NH3 ∙ H2O + CH3COOH Выводы:Если соли гидролизуются и по катиону, и по аниону обратимо, то химическое равновесие в реакциях гидролиза смещено вправо;Реакция среды при этом нейтральная, или слабокислотная, или слабощелочная, что зависит от соотношения констант диссоциации образующегося основания и кислоты;Гидролиз необратим, если хотя бы один из продуктов гидролиза уходит из сферы реакции.
Изменение направления гидролиза УсилениеДобавить воды;Нагреть раствор;Связать один из продуктов гидролиза в труднорастворимое соединение или в газовую фазу.ПодавлениеУвеличить концентрацию растворенного вещества;Охладить раствор;Ввести в раствор один из продуктов гидролиза (подкислять раствор, если его среда кислотная, или подщелачивать, если щелочная).
Применение гидролиза Основной компонент мыла – это натриевые или калиевые соли высших жирных кислот: стеараты, пальмитаты, которые гидролизуются. С17H35COONa + H2O C17H35COOH + NaOH2. В фотографическом проявителе содержатся соли, создающие щелочную среду раствора (Na2CO3, K2CO3, Na2B4O7 – бура ).Повышение кислотности почвы за счет внесения в нее (NH4)2SO4. В составе крови содержатся: NaHCO3, Na2H2PO4. Они поддерживают определенную реакцию среды.В составе слюны есть ионы HPO4¯, благодаря им в полости рта поддерживается определенная среда (pH =7 -7,5).
Контрольный тест 1. Гидролиз солей – это взаимодействие с водой а) катионов или анионов любой (по растворимости) соли б) катионов или анионов некоторых растворимых солей в) молекул некоторых растворимых солей г) только анионов некоторых растворимых солей 2. При гидролизе соли по аниону взаимодействует с водой а) анион любой кислоты б) анион любой слабой кислоты в) анион любой сильной кислоты г) не знаю
3. Соль, гидролизуемая по аниону, - это а) Rb2CO3 б) RbCl в) AgCl г) CaCO34. При гидролизе соли по катиону взаимодействует с водой а) катион щелочи б) катион гидроксида любого металла в) катион любого гидроксида металла, кроме щелочей г) не знаю5. Соль гидролизуемая по катионуа) Сa(NO3)2 б) FeCl3 в) RbSO4 г) KBr6. Гидролизу не подвергаетсяа) SnCl4 б) FeCl3 в) ZnCl2 г) RbCl
7. В растворе соли по катиону химическая среда а) щелочная б) кислая в) нейтральная г) может быть любой 8. Водный раствор будет кислым для соли а) Na2SiO3 б) Ba(NO3)2 в)KI г) (NH4)2SO49. Щелочная среда характеризует раствор соли а) KNO3 б) CaCO3 в)K3PO4 г)CaBr210. Гидролиз идет до конца в растворе соли а) CuSO4 б) CuSO3 в) CuS г) Cu(NO3)2
Подведение итогов.Итак, сегодня мы познакомились с явлением гидролиза солей. Прошу дать краткие ответы на мои вопросы:Что такое гидролиз?На какие группы мы разделили все соли?Как происходит гидролиз каждой группы?
Рефлексивный тест. Я узнал (а) много нового.Мне это пригодится в жизни.На уроке было над чем подумать.На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.На уроке я поработал (а) добросовестно.
Домашняя работа § 18 страница 155 № 8