Дисциплина Современный стратегический анализ Курс лекций для магистров Лектор –к.э.н., проф. Костина Г.Д.
Где мы? Кто мы?
Основная литература 1. Роберт Грант МБА Современный стратегический анализ 2. Л.Е. Басовский Современный стратегический анализ 3 А.Н. Хорин, В.Э. Керимов Стратегический анализ 4. Г.Д. Костина Современный стратегический анализ под ред. Моисеевой Н.К.
Дополнительная литература Журнал «Стратегический менеджмент» Современный стратегический анализ коллектив авторов: Иванов П.В.,Турянская Н.И., Ткаченко И.В. И др. www.cfin./press/management/ www.cfin.ru/ www.vam.amr.ru/archive/
Компетенции по материалу Знать- понятие и уровни стратегии, схему проведения стратегического анализа, показатели и факторы внутренней и внешней среды организации Уметь- выбирать наиболее соответствующие целям и задачам стратегического анализа приемы, методы и подходы; обобщать, анализировать, воспринимать информацию; ставить цели и выбирать пути ее достижения Владеть – навыками определения наиболее значимых факторов среды организации для применения различных методов анализа
Как учиться!
Важная информация
Лекция 1.Вводная План лекции 1. Стратегический анализ и его роль в системе организации 2. Определение стратегического анализа 3. Роль стратегии в успехе фирмы 4. Эволюция стратегического менеджмента 5. Взаимосвязь организационной структуры и стратегии
Значение и роль стратегического анализа
Продолжение вопроса
Стратегические детерминанты
Стратегические детерминанты
Условия бизнеса
Продолжение лекции 1 Стратегия успеха в бизнесе измеряется прибыльностью. Применение инструментов стратегического анализа способно обеспечить выработку стратегии, обеспечивающей получение прибыли. Но прибыль не может быть целью стратегии. Целевые установки стратегии должны носить социально значимый характер для организации, ее клиентов и общества в целом
Общие факторы успешной стратегии
Продолжение лекции 1
Продолжение лекции Фирма обладает тремя совокупностями основных характеристик: - цели и ценности - ресурсы и способности - организационная структура и системы
Связь между фирмой и окружающей средой
Цели, ценности, ресурсы и способности
Продолжение лекции 1 Предприятия нуждаются в бизнес -стратегии по тем же причинам, по каким армии нуждаются в военной стратегии – чтобы выбрать направление и цель, максимально эффективно воспользоваться ресурсами и скоординировать решения. Военная стратегия и бизнес-стратегия
Продолжение лекции1 имеют ряд общих концепций и принципов, среди которых основное – это различие между стратегией и тактикой. Если тактика занимается маневрами, необходимыми для того, чтобы выиграть сражение, то стратегия – вопросами победы в войне. Стратегические решения и в военных и в деловых вопросах имеют три общие характеристики
Продолжение лекции1 - они важны - они опираются на ресурсы - их очень трудно повернуть назад Многие принципы военной стратегии применяются в различных ситуациях в бизнесе. К ним относится баланс между наступательными и оборонительными стратегиями; преимущества нападения с фланга по сравнению с лобовой атакой; функциями постепенного реагирования на агрессивные действия; достоинства неожиданности, а также потенциал обманных действий
Источники высокой доходности
Уровни стратегии и организационная структура
Продолжение лекции Для успешной координации существует четыре механизма: -Цена- ценовые механизмы хорошо работают в ситуациях координации действий с ближайшими соседями - Правила и директивы – рациональны для тех видов деятельности, где требуются стандартизованные результаты
Продолжение лекции - взаимное согласование – взаимное урегулирование отношений между людьми - рутина – формирует основу для координации множества видов деятельности, в которых между людьми существует тесная взаимозависимость
Формы организационных структур Фирмы можно классифицировать в зависимости от того , полагаются ли они на бюрократию или на менее формализованное социальное взаимодействие. Известны две организационные формы
Механистическая и органическая формы организации
Методы стратегического анализа
Схема системы характеристик исследования
Сбалансированная система показателей
Карта показателей
Продолжение примера
Продолжение примера
Вопросы по лекции Как вы понимаете термины «анализ» и « стратегический анализ»? Перечислите основные характеристики фирмы, которые необходимы для анализа С какой целью используется сбалансированная система показателей в стратегическом анализе?