Роль цены в маркетинге – микс, в общей стратегии компании. Роль цены в маркетинге – микс, в общей стратегии компании. Основные факторы ценообразования. Этапы процесса ценообразования. Цели и стратегии ценообразования. Инициативное и реактивное изменение цен. Методы установления цены. Адаптация цен.
Цена - денежная сумма, либо сумма ценностей, которые отдает потребитель в обмен на право пользования товаром, услугой. Цена - денежная сумма, либо сумма ценностей, которые отдает потребитель в обмен на право пользования товаром, услугой. Значение цены в маркетинге - микс: Цена - единственный элемент маркетинга, позволяющий вернуть вложенные средства и получить прибыль Цена один из самых гибких элементов маркетинга Цена сообщает рынку ценность товара или бренда Цена – важный критерий потребительского выбора.
Цена трансформирует ценность, создаваемую для потребителей, в доходы компании Цена трансформирует ценность, создаваемую для потребителей, в доходы компании Определяет долю рынка и конкурентное положение компании Определяет показатели прибыльности деятельности
Стратегическое ценообразование – координация взаимосвязанных маркетинговых, конкурентных и финансовых решений с целью установления цен, обеспечивающих прибыльность и стабильность компании. Стратегическое ценообразование – координация взаимосвязанных маркетинговых, конкурентных и финансовых решений с целью установления цен, обеспечивающих прибыльность и стабильность компании. Цель: поиск и установление такого сочетания потребностей покупателя с возможностями компании, которое создает максимальную ценность для обеих сторон.
Стратегическое ценообразование предполагает: Стратегическое ценообразование предполагает: выбор целевых рынков, обслуживая которые компания способна получить прибыль установление и поддержание соответствия между ценой и ценностью осуществление коммуникаций, обосновывающих установленные ценовые уровни.
Выживание Выживание Максимальная текущая прибыль Максимальный объем продаж Расширение доли рынка Лидерство по качеству Другие: частичное покрытие издержек доступность для населения максимальное заполнение мест и т.д.
Внутренние Внутренние Цели и стратегия компании Цели маркетинга Издержки (уровень и структура) Организация управления ценами (службы и их цели)
Эластичность спроса по цене – чувствительность спроса к изменению цены. Если при незначительном изменении цены на товар объем продаж изменяется существенно, то спрос эластичен. Эластичность спроса по цене – чувствительность спроса к изменению цены. Если при незначительном изменении цены на товар объем продаж изменяется существенно, то спрос эластичен. Перекрестная эластичность – влияние изменения цены одной марки на объемы продаж другой марки.
Методы определения реакции на цену: Методы определения реакции на цену: экспертная оценка (новая продукция, появление конкурента); опросы покупателей; ценовые эксперименты временные скидки на отдельные товары разные цены на одной и той же территории использование Интернет анализ фактических данных.
Факторы, влияющие на чувствительность к цене Факторы, влияющие на чувствительность к цене Эффект референтной цены (знание о ценах) Эффект сложности сравнения Эффект издержек переключения Эффект цена-качество Эффект расходов (доля в структуре) Эффект конечной выгоды Эффект обобществления затрат Эффект справедливой цены Рамочный эффект (потеря /выгода, выгода /комбинация выгод) Эффект создания запасов
Типы издержек: Типы издержек: Постоянные – не изменяются с ростом объема продаж (производства). Переменные – изменяются прямо пропорционально изменению объема продаж (производства). Полные Средние – затраты на единицу продукции при заданном объеме производства. Обратимые - возвратные издержки, имеют место в будущем. Необратимые
Функция объема произведенной продукции Функция объема произведенной продукции Функция дифференциации рыночных предложений Целевые затраты Пример: Компания производит компьютеры. Целевая цена - $800. Прогнозируемый объем продаж – 200 000 шт. Целевая прибыль – 10% от выручки. Расчет целевых затрат на единицу: Цена - $800 Целевая операционная прибыль $800 x 10% = $80. Целевые затраты на единицу $800 - $80 = $720.
При определении адекватной цены целесообразно фокусировать внимание на переменных издержках: условно – постоянные издержки не зависят от решений по ценообразованию. При определении адекватной цены целесообразно фокусировать внимание на переменных издержках: условно – постоянные издержки не зависят от решений по ценообразованию. Нижняя граница цены: долговременная нижняя граница цены – средние удельные затраты; краткосрочная нижняя граница – средние переменные затраты Маржа прибыли по переменным издержкам = = цена – переменные издержки Чем выше доля переменных затрат по отношению к цене, тем сильнее влияние изменения цены на прибыль.
Затраты Затраты Цены Предлагаемые товары Возможная реакция на изменение цен Конкуренция на основе цены целесообразна только как краткосрочная стратегия Единственным источником устойчивой прибыли является конкурентное преимущество.
Оценка степени вероятной ценовой конкуренции: Оценка степени вероятной ценовой конкуренции: 1) Факторы предложения: структура затрат (низкая маржа по переменным издержкам) загрузка мощностей невозможность сохранения товара/услуги степень дифференциации предложений число и разнообразие конкурентов влияние объема продаж на затраты препятствия в адаптации мощностей важность рынка для его участников.
Оценка степени вероятной ценовой конкуренции: Оценка степени вероятной ценовой конкуренции: 2) Факторы спроса: чувствительность цене информированность о ценах степень лояльности к бренду концентрация покупателей смежные и сопутствующие товары.
Стратегия «снятия сливок»: Стратегия «снятия сливок»: высокая начальная цена как сигнал качества направленность на узкий, нечувствительный к цене сегмент последовательный выход на другие сегменты и снижение цены малый объем продаж, но высокий доход с каждой продажи Преимущества: - получение прибыли длительное время - постепенное наращивание мощностей - меньший риск.
Стратегия «проникновения»: Стратегия «проникновения»: цена ниже экономической ценности товара привлечение потребителей, чувствительных к цене условия: высокая эластичность спроса, резервы для снижения цены Нейтральная стратегия: минимизация роли цены потребители чувствительны к цене, конкуренты – к объемам продаж
1) Определение уровня цен (позиционирование по цене) 1) Определение уровня цен (позиционирование по цене) высший ценовой класс средний класс эконом- класс 2) Принятие решений об изменении либо сохранении цен: инициативное изменение цен реактивное изменение цен
Снижение цен Снижение цен недозагрузка производственных мощностей падение доли рынка экономический спад Повышение цен результат инфляции избыточный спрос роста издержек. Избежать повышения цен позволяет: уменьшение веса, упрощение продукта, использование дешевых материалов, снижение сервиса и т.д.
Ответ на ценовую атаку конкурента: Ответ на ценовую атаку конкурента: сохранение исходного уровня цены сохранение цены и повышение ценности товара снижение исходной цены повышение цены и улучшение качества выпуск нового недорогого товара. Для чего изменена цена? ? Временное изменение или нет? Как отразиться изменение на доле рынка и прибыли? Какова реакция конкурента на ответные действия компании?
1) Цена, основанная на издержках: 1) Цена, основанная на издержках: метод «издержки + надбавка»: Цена = Удельные издержки (1- планируемая прибыль) расчет на основе целевой нормы прибыли: Цена = Удельные издержки + Целевая норма прибыли Объем продаж, шт. .
2) Цена, основанная на конкуренции: 2) Цена, основанная на конкуренции: цена выше, ниже или равна ценам на товары - конкуренты (в зависимости от позиционирования и конкурентоспособности товара): на основе текущих цен «следование за лидером». 3) Цена, основанная на воспринимаемой ценности: важно знать, на чем основывается воспринимаемая покупателями ценность, и продемонстрировать ее наличие.
Адаптация цены – изменение цены с учетом различий в спросе и воспринимаемой ценности товара. Адаптация цены – изменение цены с учетом различий в спросе и воспринимаемой ценности товара. Адаптация дает возможность увеличить прибыль. Общие подходы к адаптации: идентификация покупателей дифференциация товарной линии («хороший, лучший, наилучший») ситуации покупки и использования контролируемое предложение с учетом особенностей сделки
Скидки и зачеты: Скидки и зачеты: скидки за количество, сезонные специальные и т. д; зачеты на продвижение и товарообменные. Дискриминационные цены: сегменты потребителей различные версии продукта место продажи территориальные различия время продажи
Цены с учетом психологии: Цены с учетом психологии: неопределенные, гибкие завышенные как показатель качества референтные цены неокругленные цены Цены по географическому принципу: зональные цены цены по базовому пункту цена по месту происхождения товара.
Взаимозависимость в рамках товарной линии: Взаимозависимость в рамках товарной линии: взаимодополняемые (комплиментарные); взаимозаменяемые товары (субституты); привлечение покупателей благодаря низкой цене на товар А; имидж Координированное установление цен Цель - добиться максимальной прибыльности всего ассортимента
на товары одной ассортиментной группы: ценовой интервал (разница в себестоимости, оценке потребителями и ценах конкурентов) на товары одной ассортиментной группы: ценовой интервал (разница в себестоимости, оценке потребителями и ценах конкурентов) на дополнительные товары: ? какие компоненты включить в исходную цену товара? ? какие будут оплачиваться отдельно? на обязательные принадлежности: на основной товар цена низкая, на принадлежности – высокая на наборы товаров: обычно предлагаются за меньшую цену, чем стоимость отдельных составляющих.