Полисемия (многозначность слов) Урок- практикум Учитель русского языка и литературы Матвеева Е.Б. ГОУ СОШ № 364 Санкт - Петербург
Задачи занятия 1. Рассмотреть роль явления – полисемии. 2.Узнать, почему существует связь контекст- полисемия. 3.Повторить понятия «фразеология» и «крылатые слова». 4.Повторить правописание суффиксов причастий и прилагательных (-н-, -нн-)
Характер заданий Анализ текста (наличие многозначных слов) Установление связи значения слова и контекста Двоякое толкование значения слов в тексте Выбор слова, соответствующего контексту Установление значения и происхождения наиболее употребительных «крылатых слов»
Справка Полисемия – «поли» – много, «сема» –значение. Значение помогает установить толковые словари. Прямое и переносное значение слов.
Задание 1 Какое значение имеет слово «дом» в следующих словах? 1.Господский дом уединенный…стоял над речкою… 2.Она правила всем домом. 3.Весь дом был в движении: кто-то работал пылесосом, кто-то мыл посуду, кто-то гладил белье. 4.Меня три дома на вечер зовут.
Проверь себя 1. Здание, сооружение 2.Всем хозяйством в доме 3.Все люди, живущие в доме 4.Три семьи приглашают в гости
Задание 2 Найти слова с прямым и переносным значением. Как появилось переносное значение? В скобках запишите синонимы. 1.Холодный ( ) прием 2.Холодная ( ) голова 3.Холодный ( ) прием 4.Холодный ( ) суп 5.Холодные ( ) страны 6.Холодное ( ) пальто
Проверь себя Холодный 1.Холодный (равнодушный, официальный) прием 2.Холодная ( умеющая здраво рассуждать) голова 3.Холодный (спокойный, беспристрастный) анализ 4.Холодный (остывший) суп 5.Холодные ( северные, с холодным климатом) страны 6.Холодное ( демисезонное, без теплой подкладки) пальто
Задание 3 третий «лишний» 1.Одет со вкусом 1. Свадебный наряд 2.Приятный на вкус 2. Осенний наряд 3.Вкус лимона 3.Наряд вне очереди 1.Сила воли 1.Выполнить долг 2.Воля к победе 2.По долгу службы 3.Дать волю 3.Жить в долг
что такое фразеологизм ?
Фразеологизм (идиомы, устойчивые словосочетания) Называют одно понятие Не могут быть разделены на части Основаны на переносном значении Примеры: Взять себя в руки Беречь как зеницу ока Подлить масла в огонь
На каком основании произведен перенос значения? Подошва горы __________ Зерно истины __________ Русский язык __________ Язык жестов __________ Родительский очаг ______ Нос лодки __________ Ручка двери __________ Ножка стула __________
Проверь себя Подошва горы – нижняя часть обуви под ступней Зерно – главное, из чего вырастает истина Русский язык – язык помогает создавать звуки, слова, предложения Язык жестов – средство общения, как и язык Очаг – печь, дающая тепло Нос лодки – часть лодки, похожая на человеческий нос Ножка стула – та же функция, что и у ног человека
Сделай выбор и объясни У него (каменное, золотое, железное) лицо У моего друга (золотое, бриллиантовое, медное) сердце У этого мастера (золотые, серебряные, металлические ) руки Каменное –ничего не выражающее лицо Золотое – добрый, отзывчивый человек Золотые – превосходный мастер, мастер на все руки
Повторение орфографии -н- и –нн в суффиксах прилагательных и причастий 1. Карто_ый, исти_ый, подли_ый. 2. Серебря_ый, полотня_ый, кожа_ый,стекля_ый, румя_ый. 3. Соломе_ый, традицио_ый, экстре_ый. 4. Кури_ый, гуси_ый, лошади_ый. 5. Ю_ый, си_ий, зеле_ый. 6. Балова_ый, иллюстрирова_ый. 7. Пуга_ая ворона, растоле_ое молоко, ране_ый человек, испуга_ая птица.
взаимопроверка 1. Картонный, истинный, подлинный. 2. Серебряный, полотняный, кожаный,стеклянный, румяный. 3. Соломенный, традиционный, экстренный. 4. Куриный, гусиный, лошадиный. 5. Юный, синий, зеленый. 6. Балованный, иллюстрированный. 7. Пуганая ворона, растоленное молоко, раненый человек, испуганная птица.
Домашнее задание Путешествие в древнюю Грецию Установите происхождение крылатых фраз и объясните, в каком значении они употребляются в современном русском языке: Ахиллесова пята Вавилонское столпотворение Нить Ариадны Перейти Рубикон Тридцать сребреников Яблоко раздора