Сущность и виды цены Сущность и виды цены Ценовые стратегии предприятия Методы расчета цен
Внутренние факторы: Внутренние факторы: издержки производства, которые определяют нижнюю границу цены технология производства ценовая стратегия
В зависимости от обслуживаемых отраслей и сфер экономики. В зависимости от обслуживаемых отраслей и сфер экономики. Закупочная – цена, которая устанавливается на сельскохозяйственную продукцию. Цена строительства – цена в области строительных работ (прейскурантная и сметная). Цена промышленности. Транспортные тарифы. Тарифы бытового и коммунального обслуживания Цена, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные) Цены, используемые в учете и статистике.
В зависимости от срока согласования: В зависимости от срока согласования: Твердая (стабильная, гарантированная, фиксированная) – устанавливается на момент подписания контракта, не подлежит изменению. Подвижная – зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена в момент поставки измениться. Скользящая – исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках.
В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов: В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов: франко-склад поставщика Франко-станция отправления Франко-граница Франко – порт отправления Франко – борт судна Франко – судно-порт назначения Франко-порт назначения Франко-склад потребителя.
В зависимости от сферы товарооборота: оптовые и розничные В зависимости от сферы товарооборота: оптовые и розничные
Обработка статистических данных о продажах товаров на разных или одном рынке, но в разные моменты времени и по разным ценам. Обработка статистических данных о продажах товаров на разных или одном рынке, но в разные моменты времени и по разным ценам. Постановка ценовых экспериментов. Проведение опроса потребителей Построение экономико- математических моделей.
Эффект уникальной ценности. Покупатели не чувствительны к цене, если товар обладает особыми свойствами. Эффект уникальной ценности. Покупатели не чувствительны к цене, если товар обладает особыми свойствами. Эффект осведомленности об аналогах. Покупатели менее чувствительны к цене, если не знают о существовании аналогов. Эффект трудности сравнения. Покупатели менее чувствительны к цене, если товары плохо поддаются сравнению. Эффект доли затрат на товар в суммарном доходе. Покупатели менее чувствительны к цене, если цена товара составляет лишь небольшую долю их дохода. Эффект распределения затрат. Покупатели менее чувствительны к цене, если они делят ее с другими потребителями. Эффект разделения затрат. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если он применяется с основным товаром. Эффект связи цены и качества. Покупатели не чувствительны к цене, если товар воспринимается ассоциации с качеством, престижем, эксклюзивностью. Эффект запаса. Покупатели менее чувствительны к цене, если у них нет возможности создать запас товара.
от типа рынка от типа рынка от этапа жизненного цикла товара от экономической политики предприятия
чистая конкуренция. Ценовая политика сводится: чистая конкуренция. Ценовая политика сводится: к установлению цены, сложившейся на рынке; к поиску объема производства при данном уровне цен. монополистическая конкуренция. Наиболее типичные стратегии: “выше номинала”: покупателям с высокими доходами предлагаются товары люкс по престижным ценам, остальным обычные товары по пониженным ценам; “убыточного лидера”: в дополнение к основному товару предлагается набор дополнительных изделий. олигополия. стратегия следования за лидером; стратегия координации действий: принятия соглашения о ценах, параллельная ценовая политика. чистая монополия. Принцип ценовой дискриминации (по рыночному сегменту; по варианту товары и услуги; по местонахождению; по времени).
Стратегия «снятия сливок» Стратегия «снятия сливок»
предприятие ограждает себя от конкурентов с помощью патента или постоянного совершенствования качества; предприятие ограждает себя от конкурентов с помощью патента или постоянного совершенствования качества; достаточный спрос на товар; спрос не эластичный или отсутствуют заменители.
Стратегия прочного проникновения Стратегия прочного проникновения
большой объем спроса на продукцию (существует или создается); большой объем спроса на продукцию (существует или создается); значительные финансовые возможности фирмы (большой объем производства); высокая эластичность спроса.
обеспечение выживаемости. Ставится тогда, когда на рынке острая конкуренция или резко меняются потребности покупателей. Предприятие прибегает к ценовым уступкам и ценовой дискриминации обеспечение выживаемости. Ставится тогда, когда на рынке острая конкуренция или резко меняются потребности покупателей. Предприятие прибегает к ценовым уступкам и ценовой дискриминации
максимизация текущей прибыли. максимизация текущей прибыли. стратегия снятия сливок; удовлетворительного возмещения затрат (стратегия целевых цен); быстрое возмещение затрат (стратегия доступных цен — возмещение за счет оборота (для товаров постоянного спроса). захват определенной доли рынка (максимизация сбыта). стратегия прочного проникновения; стратегия скользящей цены; стратегия убыточного лидера; выше номинала. достижение (сохранение) лидерства по показателям качества. стратегия снятия сливок; скользящей цены; удовлетворительного возмещения затрат.
Портфельное ценообразование Портфельное ценообразование Психологическое ценообразование Ценообразование на основе ощущаемой ценности:
Метод предельной цены Метод предельной цены Ц пред=Iед + IVед. где I ед – переменные прямые затраты в расчете на единицу продукции; IVед – переменные косвенные затраты в расчете на единицу продукции Метод расчета цены на основе покрытия полных издержек Ц технич = (I ед + IVед)+ Vед, где Vед – постоянные затраты в расчете на единицу продукции. Метод средние издержки + прибыль. Ц = И+И*R/100, где R – рентабельность продукции
подбор независимых экспертов; подбор независимых экспертов; определение качественных параметров изделий; опрашиваемые оценивают значимость каждого параметра с помощью балльной оценки; оценка выраженности каждого параметра в базовом и новом изделии; определение балльной оценки каждого параметра с учетом его важности; определение цены одного балла; определяем цену нового изделия.
Сумма взвешенных баллов: Сумма взвешенных баллов: Марс= 0,5*3+0,1*3+0,2*3+0,2*4=3,2 Сникерс=0,5*5+0,1*3+0,2*4+0,2*3=4,2 Цена балла=20:4,2=4,76 Цена Марса=4,76*3,2=15,20