Спрос – это желание и готовность экономических агентов приобрести благо при заданных условиях (цена товара, цены на другие товары, доход потребителя, его вкусы и предпочтения, наличие и величина налогов и дотаций и т.д.) Спрос – это желание и готовность экономических агентов приобрести благо при заданных условиях (цена товара, цены на другие товары, доход потребителя, его вкусы и предпочтения, наличие и величина налогов и дотаций и т.д.) Цена спроса Объем спроса Закон спроса Парадоксы закона спроса Парадокс Гиффена
Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его факторов: Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его факторов: Доходы Вкусы Цены на товары-заменители и взаимозаменяемые товары Ожидания Население
Табличный способ Аналитический способ Графический способ Изменение спроса и изменение объема спроса
Предложение на рынке является результатом производства и отражает желание производителей продать свой товар при заданных условиях Предложение на рынке является результатом производства и отражает желание производителей продать свой товар при заданных условиях Объем предложения Цена предложения
Функция предложения – зависимость объема предложения от определяющих его факторов: Функция предложения – зависимость объема предложения от определяющих его факторов: Технология Цена факторов производства Число продавцов Прогнозы Погода Изменение предложения и изменение объема предложения
Равновесный объем и равновесная цена Равновесный объем и равновесная цена Избыток спроса Избыток предложения
Решаемые вопросы Решаемые вопросы Как формируется индивидуальный и рыночный спрос? Как будет меняться спрос под воздействием различных факторов?
Что необходимо определить Что необходимо определить Какую комбинацию (набор) благ выберет потребитель при заданных ценах и доходе? Как изменится выбор потребителя при изменении цены одного из товаров или изменении дохода?
Суверенитет потребителя – способность потребителя воздействовать на производителя Суверенитет потребителя – способность потребителя воздействовать на производителя Свобода потребительского выбора Homo economicus Парадокс ценности А.Смита
Множество потребительского выбора (consumption choice set) есть совокупность всех наборов потребительских благ, доступных потребителю Множество потребительского выбора (consumption choice set) есть совокупность всех наборов потребительских благ, доступных потребителю Что ограничивает выбор потребления наборов благ? Имеющийся бюджет расходов, время и иные ограничения ресурсов потребления
Потребительский набор (consumption bundle), содержащий благо 1 в объеме x1 единиц, x2 единиц блага 2, и далее, включая xn единиц блага n, представлен как вектор x = (x1, x2, … , xn). Потребительский набор (consumption bundle), содержащий благо 1 в объеме x1 единиц, x2 единиц блага 2, и далее, включая xn единиц блага n, представлен как вектор x = (x1, x2, … , xn). Обозначим цены рассматриваемых благ через p1, p2, … , pn.
?: При каком условии потребительский набор ?: При каком условии потребительский набор x = (x1, … , xn) доступен потребителю при заданных ценах входящих в него благ p1, … , pn? Ответ: При условии, что p1x1 + … + pn xn I, где I представляет собой величину имеющегося у потребителя дохода, который он может расходовать на приобретение благ.
Наборы, общая стоимость которых равна доходу потребителя, образуют его бюджетное ограничение (budget constraint) Наборы, общая стоимость которых равна доходу потребителя, образуют его бюджетное ограничение (budget constraint) Бюджетное ограничение есть множество следующего вида: { (x1,…,xn) | x1 0, …, xn ; p1x1 + … + pnxn }
Бюджетное множество (budget set) потребителя есть совокупность всех наборов благ, которые доступны ему по совокупной стоимости их приобретения, B(p1, … , pn, I) = {(x1, … , xn)| x1 0, … , xn 0; p1x1 + … + pnxn I} Бюджетное множество (budget set) потребителя есть совокупность всех наборов благ, которые доступны ему по совокупной стоимости их приобретения, B(p1, … , pn, I) = {(x1, … , xn)| x1 0, … , xn 0; p1x1 + … + pnxn I} Бюджетное ограничение есть верхняя граница бюджетного множества
При n = 2, когда по оси абцисс (горизонтальной) расположены значения x1, наклон линии ограничения равен -p1/p2. Что это означает с экономической точки зрения? При n = 2, когда по оси абцисс (горизонтальной) расположены значения x1, наклон линии ограничения равен -p1/p2. Что это означает с экономической точки зрения? Возрастание значения x1 на 1 уменьшит значение x2 на p1/p2.
Кардиналистский подход Количественный Ординалистский подход порядковый
Поведенческий постулат: Лицо, принимающее решение (ЛПР), всегда выбирает наиболее предпочтительную для себя альтернативу из числа доступных ему Поведенческий постулат: Лицо, принимающее решение (ЛПР), всегда выбирает наиболее предпочтительную для себя альтернативу из числа доступных ему Модель выбора должна содержать: описание системы предпочтений ЛПР множество альтернатив, доступных ЛПР
Все предлагаемые рынком наборы потребительских благ упорядочиваются потребителем по их предпочтительности Все предлагаемые рынком наборы потребительских благ упорядочиваются потребителем по их предпочтительности строгое предпочтение: x более предпочтителен в сравнении с y слабое предпочтение: x не хуже, чем y безразличие: x столь же предпочтителен, как и y
Полнота (Completeness) Полнота (Completeness) Рефлексивность (Reflexivity) Транзитивность (Transitivity) Монотонность Локальная ненасыщенность Выпуклость
Зафиксируем некоторый набор благ x’ в двухмерной системе координат Зафиксируем некоторый набор благ x’ в двухмерной системе координат Множество всех наборов, одинаково предпочтительных с x’ называется кривой безразличия, содержащей набор x’; данное множество обозначим через u x’
Товар, наличие которого в наборе в большем количестве всегда предпочтительнее меньшего, называется благом (good). Т.о., благо - это товар с положительным эффектом потребления Товар, наличие которого в наборе в большем количестве всегда предпочтительнее меньшего, называется благом (good). Т.о., благо - это товар с положительным эффектом потребления Товар, наличие которого в наборе в меньшем количестве всегда предпочтительнее большего, называется антиблагом (bad). Т.о., анти-благо - это товар с отрицательным эффектом потребления Если в наборе присутствуют только блага, то кривая безразличия имеет отрицательный наклон по отношению к соответствующим осям
Если потребитель в любых условиях считает единицы благ 1 и 2 эквивалентными, то такие блага являются совершенными заменителями (perfect substitutes) Если набор благ состоит из совершенных заменителей, то его предпочтительность определяется общим количеством (total amount) этих благ
Если потребитель во всех ситуациях использует блага 1 и 2 в некоторой фиксированной пропорции (например, один к одному), то говорят, что такие блага являются совершенно дополняемыми (perfect complements) Предпочтительность наборов, составленных из совершенно дополняемых благ, определяется числом сочетаний (комплектов) этих благ в заданной пропорции
Набор благ, строго предпочитаемый всем другим, называется точкой насыщения (satiation point) Набор благ, строго предпочитаемый всем другим, называется точкой насыщения (satiation point) Рассмотрим вид кривых безразличия для систем предпочтений с насыщением
Определение Определение геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать Свойства Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные работы товаров Кривые безразличия не пересекаются Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицательный наклон Кривые безразличия выпуклы к началу координат
MRS в точке x' характеризует исчисленный в ней наклон кривой безразличия, которой эта точка принадлежит MRS в точке x' характеризует исчисленный в ней наклон кривой безразличия, которой эта точка принадлежит Геометрически MRS есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в точке x'
Абсолютное значение MRS убывает по мере возрастания X тогда и только тогда, когда система предпочтений потребителя выпукла Абсолютное значение MRS убывает по мере возрастания X тогда и только тогда, когда система предпочтений потребителя выпукла Пример: предпочтения по качествам автомобиля
Потребитель достигает оптимума (максимизирует полезность) в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия Потребитель достигает оптимума (максимизирует полезность) в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия Пример: выбор потребителем качеств автомобиля Условие оптимума потребителя: MRSXY = – Px / Py
В.: Можно ли, зная выбор (оптимальный выбор) потребителя, определить его предпочтения? В.: Можно ли, зная выбор (оптимальный выбор) потребителя, определить его предпочтения? О.: Да, если мы располагаем информацией о достаточном количестве выборов, сделанных, когда уровни цен и дохода менялись
Определение: Определение: Функцией полезности называется любая скалярная (имеющая числовые значения) функция U(X), заданная на множестве наборов благ X=(x1,…xn) и удовлетворяющая следующему свойству: для любых двух наборов X и Y U(X) U(Y), тогда и только тогда, когда X Y (X предпочтительнее Y)
Предельная полезность продукта i есть прирост полезности набора x, получаемый при изменении в нем количества продукта i на одну достаточно малую единицу при сохранении неизменными объемов других благ, т.е. Предельная полезность продукта i есть прирост полезности набора x, получаемый при изменении в нем количества продукта i на одну достаточно малую единицу при сохранении неизменными объемов других благ, т.е. Геометрически MU равна тангенсу наклона касательной к линии TU
Например, TU(x1,x2) = x11/2 x22 , то Например, TU(x1,x2) = x11/2 x22 , то
Принцип убывающей предельной полезности Принцип убывающей предельной полезности Но!: во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться
Формулировка условия оптимума потребителя Формулировка условия оптимума потребителя где MUA, MUB, MUC… - предельные полезности товаров A, B, C.. - предельная полезность денег
Линия «Цена-потребление» Линия «Доход-потребление» Кривые Энгеля – кривые, характеризующие связь между объемом потребления товара и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях
Нормальные товары Нормальные товары спрос меняется в том же направлении, что и доход Товары первой необходимости Предметы роскоши Малоценные товары (товары низшего качества) спрос меняется с противоположном от изменения дохода направлении
Снижение цены на товар оказывает двоякое воздействие: Снижение цены на товар оказывает двоякое воздействие: потребители получают возможность воспользоваться ростом реальной покупательной способности (реального дохода) станут потреблять большее количество подешевевшего товара и меньшее количество тех товаров, которые стали относительно дороже
Изменение потребления товара, связанное с изменением его цены, при условии, что уровень реального дохода остается неизменным Изменение потребления товара, связанное с изменением его цены, при условии, что уровень реального дохода остается неизменным
Показатель эластичности характеризует относительное изменение зависимой величины при изменении независимой величины Показатель эластичности характеризует относительное изменение зависимой величины при изменении независимой величины Точечная эластичность Дуговая эластичность
Величина эластичности показывает на сколько процентов изменилась зависимая величина при изменении независимой на 1% Величина эластичности показывает на сколько процентов изменилась зависимая величина при изменении независимой на 1% Знак эластичности показывает прямую или обратную связь между показателями (–) показатели имеют обратную связь Y растет, Х падает, и наоборот (+) показатели имеют прямую связь
Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1% Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1% Qx(Px)<0 - обычный товар Qx(Px)>0 – товар Гиффена
Наличие на рынке товаров-заменителей Наличие на рынке товаров-заменителей Разнообразие возможностей и направлений использования данного товара Доля расходов потребителя на тот или иной товар Специфика рынков Период времени, прошедший с момента изменения цены Степень срочности приобретения данного товара
Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены другого товара на 1% Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены другого товара на 1% Qa(Pb)<0 – взаимодополняемые товары Qa(Pb)>0 – взаимозаменяемые товары Qa(Pb)=0 – независимые товары
Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1% Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1% Qa(I)<0 – товар «низшего качества» Qa(I)>0 – нормальный товар 0< Qa(I) <1 – товар первой необходимости Qa(I)>1 – предмет роскоши
Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный потребительскими качествами, присущими самому товару Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанными с потребительскими свойствами самого товара
Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие Эффект сноба (snob effect) – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар Эффект Веблена (Veblen effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену
Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя