МОУ СОШ №2 Современные педагогические технологии как инструмент для формирования универсальных учебных действий Автор: Степанова Е.Ю.,учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г. Переславль-Залесский 2010 г.
Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. Э. Хаббард ФГОС второго поколенияСмена образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельностиОсновные результаты образования в начальной школеОсвоение предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школеФормирование умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач
Универсальные учебные действия– «центр тяжести стандарта»Они создают условия развития личности и ее самореализации, обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения
Универсальные учебные действия самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация работа с информацией работа с учебными моделями использование знаково-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность речевая деятельность навыки сотрудничества
Педагогический инструмент для формирования универсальных учебных действий технология деятельностного метода- проектные технологии технология формирования типа правильной читательской деятельности- технология проблемного диалога- информационные и коммуникационные технологии
Технология деятельностного метода1. Мотивация к учебной деятельностиЛичностные УУД(самоопределение)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действииЛичностные УУД(адекватная оценка своих возможностей)Регулятивные УУД(волевая саморегуляция)
3. Выявление места и причины затрудненияРегулятивные УУД(выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению)Познавательные УУД(установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений)
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)Регулятивные УУД(целеполагание, планирование, прогнозирование)Коммуникативные УУД(инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)Познавательные УУД(моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование)
5. Реализация построенного проектаРегулятивные УУД(контроль, оценка, коррекция)Познавательные УУД(общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач)Коммуникативные УУД(управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиКоммуникативные УУД(построение речевого высказывания)Познавательные УУД(рефлексия способов и условий действия)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуПознавательные УУД(рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность)Регулятивные УУД(контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровняусвоения)
8. Включение в систему знаний, повторениеПознавательные УУД(структурирование знаний)Личностные УУД(самоопределение)
9. Рефлексия УД на урокеЛичностные УУД(самопознание и самоопределение, смыслообразование)Регулятивные УУД(самооценка)Познавательные УУД(рефлексия способов и условий действия, их оценка, критичность)
Технологическая карта урока русского языка
Позиционирование педагога- источник знанийобразецплановикконтролерсудьяорганизатордирижер участникпомощникстимулятортоварищ
Проектные технологииПознавательные УУД(информационный поиск)Регулятивные УУД(планирование деятельности, времени, ресурсов)(оценка своих возможностей, осознание своих интересов, осознанный выбор)Коммуникативные УУД(умение взаимодействовать с партнёрами)
Технология формирования типа правильной читательской деятельностиПознавательные УУД(извлечение текстовой информации)Регулятивные УУД(работа с текстом по алгоритму)Коммуникативные УУД(построение речевых высказываний)(адекватное понимание автора, формулирование своей позиции, оценочные умения)
Информационные и коммуникационные технологииПознавательные УУД(информационный поиск, сравнение, обобщение, анализ, синтез)Коммуникативные УУД(построение речевых высказываний)
Новое надобно создавать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твёрдо держится на костылях привычки.А.И. Герцен
Спасибо за внимание!Творческих успехов в новом учебном году!
Информационные ресурсы Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2008. – 151с. Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и навыков к школе способностей: Методическое руководство/ /под общ. ред. О.И. Глазуновой, Е.Ю. Ивановой. – М.: Пушкинский институт, 2009. – 200с. Инновационная деятельность учителя: Блокнот участника Педагогической ассамблеи, посвящённой открытию Года Учителя в России. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 11с.
Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100»// Начальная школа плюс До и После. – 2004. - №5. – 80с. http//sakhitti.ru/itti/news http//school144.edusite.ru images.yandex.ru/