Современные педагогические технологии урока: основа активизации деятельности учащихся Учитель технологии ГБОУ лицей №82Соколова Ирина Ивановна
Ученик приходит в школу научиться.Задача учителя научить ученика учиться.
Виды и приемы активизации Бессознательная непроизвольная активизацияПроизвольная, требующая сознательного волевого усилияПроизвольная, но с пробуждением внутреннего желания, инициативы.
Методика обучения должна отвечать на вопросы 1.Для чего учить? (цели и задачи)2.Чему учить? (содержание)3.Как учить? (формы, методы, средства обучения)4.Каковы должны быть условия? (определение условий и требований к ним).
Основные компоненты для системы и целостного взгляда на урок Содержательно-целевой; (Что и зачем?)Организационно-практический; (Как?)Контрольно-оценочный; (Что в итоге?)
Методы обучения Метод (от греч. Methodos) – пути исследования или познания , теория, учение) – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненной конкретной задачи.
Методы обучения Методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие
Классификация методов теоретического обучения по источникам передачи и приобретения знаний и уменийпо характеру познавательной деятельности учащихсяпо дидактическим задачам
Классификация методов обученияпо источникам передачи и приобретения знаний и умений: словесные рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и инструктивными материалами и др.наглядные демонстрация наглядных пособий, кино- и видеофильмов, наблюдения и др.практические упражнения, лабораторно-практические работы и др.
Классификация методов обученияпо дидактическим задачам:
Классификация методов обученияпо характеру познавательной деятельности учащихся(Л.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Факторы, влияющие на выбор методов обучения. Выбор методов обучения зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, он зависит от целей и задач обучения, а также от содержания обучения. На выбор методов обучения значительное влияние оказывает учебно-материальная база. При выборе методов обучения учитывается также уровень предшествующей технологической подготовки уч-ся, их личный опыт.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Виды уроков технологии: теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, комбинированный урок, контрольно-проверочный урок.
ВИДЫ УРОКОВ Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.
ВИДЫ УРОКОВ 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать» и т.д.4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.
ВИДЫ УРОКОВ 5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки т.д.
ВИДЫ УРОКОВ 9. Интегрированные уроки10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок − защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.
ВИДЫ УРОКОВ 11. Урок-экскурсияЗадачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся установление связи теории с практикой, жизненными явлениями и процессами развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованностивоспитание положительного отношения к учению
ВИДЫ УРОКОВ12. Урок-дискуссияУрок-дискуссия: рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий и т.д.Культура дискуссии :вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спорав споре не допускать тона превосходстваграмотно и четко ставить вопросыформулировать главные выводы
ВИДЫ УРОКОВ13. Урок-консультация(целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений)Формы проведения консультаций: общеклассные групповые индивидуальные
ВИДЫ УРОКОВ14. Интегрированный урок (межпредметный) предполагает: усиление межпредметных связей снижение перегрузок учащихся расширение сфер получаемой информации учащимися подкрепление мотивации обученияинтегрированным называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания,умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов
ВИДЫ УРОКОВ15. Театрализованный уроксвязан с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении программного материала
ВИДЫ УРОКОВ16. Урок-соревнованиеОснова урока: состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем
ВИДЫ УРОКОВ17. Урок с дидактической игройПРИЗНАК - наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ: игровой замысел правила игровые действия познавательное содержание оборудование результат игры
ВИДЫ УРОКОВ18. Урок - деловая играВ деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике
ВИДЫ УРОКОВ19. Урок ролевая игра1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.
Современный урок – это в первую очередь мастерство, умение учителя подготовить и провести урок на должном уровне.
Перечень технологий, рекомендованных в материалах ПНПО: 1.развивающее обучение;2.коллективная система обучения (КСО);3.технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);4.исследовательские и проектные методы;5.технология модульного и блочно-модульного обучения;6.технология «дебаты»;7.технология развития критического мышления;8.лекционно-семинарская система обучения;
9.технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;10.обучение в сотрудничестве;11.информационно-коммуникационные технологии;12.здоровьесберегающие технологии;13.система инновационной оценки «портфолио»;14.технологии интерактивного и дистанционного обучения
Технологии интерактивного обучения. 1).Работа в парах.2).Карусель.4).Работа в малых группах.5).Аквариум.6).Незаконченное предложение.7).Мозговой штурм.8).Броуновское движение.9).Дерево решений. 10).Ролевая(деловая) игра.11).Дискуссия.12).Дебаты.13).Мастерская