Современныепедагогическиетехнологии
Основными признаками образовательной технологии считают: детальное описание образовательных целей;поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов-целей;использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса;гарантированность достигаемых результатов;воспроизводимость образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога;оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.
Отличительными признаками технологического подхода к обучению является тот, при котором основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых, при которых: преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, а не транслятора учебной информации; информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, беря на себя часть ответственности за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
Стандарт устанавливает «личностную ориентацию содержания образования; деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности»
Отвечающие новым целям технологии обязательно должны включать следующие действия самих учащихся: постановку проблемы, формулирование задачи;обсуждение критериев желаемого результата (продукта);поисковую работу с информационными источниками;самостоятельное, коллективно-распределенное создание продукта;предъявление своего результата другим, участие в обсуждении результатов других, взаимооценка;самооценку, коррекцию результата.
Технология проблемного обучения
Теоретические основы проблемного обучения Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу, которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников к активному решению этих проблем.
Цели проблемного изучения материала: активизация мышления учащихся; формирование интереса к изучаемому материалу; развитие интеллекта и творческих способностей
Задача проблемного обучения Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.Под творческой учебной деятельностью понимается аналог научного творчества: этапы те же, но открывается субъективно новое знание, которое выражается разными языками в простых формах.
Проблемная ситуация интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом. Действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Этапы научной творческой деятельности
Приёмы создания проблемной ситуации
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Тема: Массовая культура.Цель: подвести учащихся к усвоению понятия “массовая культура”, раскрыть её значение, функции;создать условия для проявления мыслительной активности, творчества;продолжить развитие умений учащихся анализировать, делать аргументированные выводы;формировать культуру полемики, терпимость к иной точке зрения.Тип урока: урок изучения нового материала.
“…Происходит, на мой взгляд, самое опасное: пустота начинает заполняться пошлостью, произведениями низкого качества…. Всё это сейчас всплывает на поверхность как пеня: эти жуткие видеофильмы на каждом углу”. (Р. Паулс)
Согласны ли вы с такой оценкой ситуации в культуре? Не могли бы вы проиллюстрировать на примерах высказывания известного композитора? Выделите основные темы массового кинематографа и типы его героев. С чем, на ваш взгляд, связано такое половодье насилия, жестокости? Обратите внимание на то, во имя каких “ценностей” так обесценена человеческая жизнь. Чем можно объяснить наплыв духовной продукции “низкого качества”? как ей противостоять? Предложи свои “рецепты”.
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
Классификация методов обучения
Сравнительная характеристика диалогов
Принятие реплик учеников при побуждающем диалоге
Подготовка проблемного урока
Алгоритм подготовки урока с одной проблемой Сформулировать тему урока и новое знание, определить его типОбеспечить постановку проблемы: побуждающий диалог от проблемной ситуации подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приёмомОбеспечить поиск решения:Если проблема есть: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог подводящий от проблемы диалогЕсли проблемы нет: подводящий без проблемы диалогВыбрать уместные продуктивные задания
Алгоритм подготовки урока с несколькими проблемами Сформулировать тему урока, пункты плана и новое знание по каждому пункту, определить его типОпределить порядок постановки проблемыОдновременная:Сформулировать тему любым проблемным методом.Сформулировать пункты плана побуждающим диалогомОбеспечить поиск решения по каждому пункту плана, учитывая тип знанияВыбрать продуктивные знания (кроме формулирования темы и плана)Последовательная:Сформулировать тему (при необходимости)С каждым пунктом плана работать по общему алгоритму, учитывая тип знанийВыбрать продуктивные знания (в т.ч. на формулирование темы и плана)
Подготовка урока с побуждающим диалогом
Ход урока с побуждающим диалогом
Анализ урока изучения нового материала
Алгоритм анализа урока
Характеристики метода концептуальность, т.е. опора на стройную систему философских и психолого-педагогических концепций, ориентированных на создание условий для развития естественной познавательной активности ученика и его самореализации через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта;системность, включая в себя этапы выполнения учебного исследования, определенные функции ученика и учителя, способы их взаимодействия, критерии оценки результатов работы;воспроизводимость, т.е. возможность применения на различных этапах обучения, в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета данном аспекте несет в себе черты универсальности.
Специфика проекта ориентирован на результат, а не на процесс, поэтому работу нельзя завершить посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание или опыт;включает разные виды деятельности: определение результата, генерацию идей по его получению, составление плана работ, работу с информацией, работу с людьми, анализ полученных материалов; при этом все составные части проектной деятельности объединены целью;является практической деятельностью (а не просто ее моделированием) — практика в данном случае является системообразующим фактором, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика; основан на активном использовании элементов игры, обеспечивающих повышение мотивации учащихся.
Основным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащихся по формулировке темы работы, определению решаемых задач, разработке плана работы, контроля этапов выполнения работы и оценке полученного результата. Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного отчета, статьи, доклада, фильма, презентации, выставки или в каком-либо другом виде.
Классификация проектов по количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым; по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные (1 предмет) и межпредметные (2 и более предмета); по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты (мини-проекты выполняются за период от одного до нескольких учебных занятий (приблизительно 1 неделя), среднесрочные проекты — от одной до 4 недель; долгосрочные — от 4 недель до года); по доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты.
Исследовательский метод обучения
I. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса);изучение теории, связанной с выбранной темой;выдвижение гипотезы исследования;подбор методик и практическое овладение ими;сбор собственного материала;анализ материала, обобщение;собственные выводы.
Главная цель исследовательской деятельности в науке получение объективно новых знаний в образованиив приобретении учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности,развитии исследовательского типа мышления,активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, которые являются личностно значимыми для конкретного учащегося.
Виды учебных исследований: монопредметное исследование, ориентированное на решение локальных предметных задач, выполняемое под руководством учителя в рамках одного учебного предмета, направленное на углубление знаний учащихся по этому предмету;межпредметное исследование, ориентированное на решение локальных или глобальных межпредметных задач под руководством учителей различных образовательных областей, требующих привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей, результаты которого выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения; в результате углубление знаний учащихся по нескольким предметам, или образовательным областям. надпредметное исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и педагогов, работающих в одной параллели классов, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем, результаты выполнения которого выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней.
Педагогические ситуации, способствующие развитию у обучающихся навыков исследовательской деятельности: а) рецензирование ответов товарищей, сочинений и др. работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного и требует от ученика защиты своего мнения с приведением аргументов, доказательств, фактов, побуждает задавать вопросы учителю и товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний;б) оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного;в) выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования;г) свободный выбор заданий как творческого, так и репродуктивного характера;д) побуждение к нескольким способам решения поставленной задачи, вопроса, к обмену информацией, к самопроверке, анализу и оценке собственных познавательных и практических работ.
Критерии успешности исследовательской деятельностиот исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов.
Мотивация исследовательской деятельности- выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;- хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом;- оказание взаимоинициирования через совместный поиск неизвестного саморазвития (как ученика, так и учителя) в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке