Оценочные шкалыв образовании
Шкала – средство фиксации результатов измерения Типология оценочных шкал
Количественная шкала Количественная шкала предназначена для представления оценки числом.Абсолютная оценочная шкала: начало отсчета не связано с измеряемым объектом, не зависит от него; используется в результативном мониторинге.Относительная оценочная шкала: связана с самим измеряемым объектом и отражает его изменение, развитие; используется в процессуальном мониторинге.
Порядковая шкала Порядковая шкала предназначена для упорядочивания, иерархизации измеряемых объектов по каким-либо критериям (признакам).Рейтинговая шкала: объекты сравниваются друг с другом; каждому объекту присваивается номер (рейтинг), ранг в иерархии.Дескриптивная шкала (описательная): объект с которым сравнивается данный – завуалирован, скрыт.
Рейтинговая шкала Пример: Опрос экспертов
Рейтинговая шкала более чувствительная, более гибкая, чем балльная (можно иметь по каждому предмету, можно общую); в список оцениваемых достижений можно (и НУЖНО!) включать общеучебные достижения; незнание не наказывается, стимулируется процесс познания; ученик сам управляет собственной деятельностью, т.к. оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.
Дескриптивная шкала Пример:«Ученик А имеет словарный запас около сорока тысяч слов. Может заменять слова и выражения их синонимами. Тонко различает оттенки в близких по смыслу предложениях. Знает типовые грамматические конструкции и грамотно применяет их в устной речи. Умеет заменять предложения сложной структуры несколькими предложениями простой структуры и наоборот…»
Достоинства и недостатки шкал
Перевод «первичных» баллов в 5-балльную шкалу Если У – число баллов, набранное учащимся; М – максимальное число баллов, тоКоэффициент усвоения К равен:
Перевод «первичных» баллов в 5-балльную шкалу (пример) У – число баллов, набранное учащимся; М = 8 – максимальное число баллов; Коэффициент усвоения К = У/М
Полезные ссылки Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240 с. (Серия «Системные основания образовательной технологии»).Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест. М.: Народное образование, 1998// Школьные технологии, 1998, №3, Ч. III.Звонников В.И. Измерения и шкалирование в образовании: Учеб. Пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2006. - 136 с.О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию струкутуры и содержания общего образования. Письмо Департамента общего образования Минобразования России от 3 июня 2003 г. №13-51-120/13 //Вестник образования.– 2003.- №15.О разработке многобалльной системы оценки знаний: письмо Министрества образования РФ от 13 февраля 2003 г. №01-51-012 ин // Вестник образования.- 2003.- №7.