Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» Организационно-методическое сопровождение курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников в соответствии с требованиями ФГОС ООО в 2013 году Вологда 2013 год О.В. Сумарокова, проректор АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», канд. психол. наук, доцент
* Доля педагогических и управленческих кадров ООУ, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку в соответствии с ФГОС (в общей численности педагогических и управленческих кадров) Доля учителей, прошедших курсы повышения квалификации (в общей численности учителей общеобразовательных учреждений) Доля педагогических работников, в истекшем учебном году прошедших курсы повышения квалификации в общей численности педагогических работников образовательных учреждений АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» Доля педагогических работников, планирующих прохождение курсов повышения квалификации в общей численности педагогических работников образовательных учреждений
Внутришкольное обучение Очное обучение Освоение понятийного аппарата ФГОС Принятие и формирование общего представления о ФГОС НОО и ФГОС ООО. Подготовка проектов документов (дорожной карты, плана разработки ООП ООО). Самодиагностика готовности к очному этапу обучения Освоение: - понятийного аппарата ФГОС; -системно-деятельностного подхода в обучении; проектной технологии. 2. Развитие рефлексивных навыков АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»
№ п/п Наименование учебного модуля Всего часов В том ч Л ПР С/р 1. Модуль 1 (инвариантный). Федеральные государственные образовательные стандарты: назначение, структура, содержание. 36 6 30 - 2. Модуль 2 (вариативный для педагогов образовательных учреждений). Технологии введения ФГОС ООО в деятельность ОУ 36 10 22 4 3. Модуль 3 (вариативный для педагогов образовательных учреждений) ФГОС ООО: актуальные проблемы введения 36 8 28 - Итого: 108 24 80 4
№ Тема Всего часов В том числе Лекц. Пр 1 Модуль 1 (инвариантный). Федеральные государственные образовательные стандарты: назначение, структура, содержание 36 1.1 ФГОС в контексте приоритетов государственной политики в образовании. Содержательно-методологические основы стандартов основного общего образования. Базовые документы стандарта. 8 1.2 ФГОС как инновационный проект. Основные этапы реализации инновационного проекта 10 1.3 Основная образовательная программа ООО как комплексный проект 8 1.4 Проектирование и защита единичных проектов 8 1.5 «Дорожная карта» введения ФГОС в ОУ. План саморазвития педагога 2
образовательный стандарт, Фундаментальное ядро, базовые национальные ценности, системно-деятельностный подход.
В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показывает: подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования, уровень преподавания естественных наук. России в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение обучающимися применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение нашей школы формировать компетенции у школьников. *
Идеология Структура Содержание
Духовно-нравственное развитие и воспитание Гражданская идентичность Системно - деятельностный подход
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Стандарты первого поколения) обязательный минимум содержания образования; максимальный объем учебной нагрузки; требования к уровню подготовки выпускников; базисный учебный план, состоящий из трех компонентов: федерального, регионального и компонента образовательного учреждения. Стандарты второго поколения Новое понимание стандарта закреплено ФЗ от 1 декабря 2007 года №309-ФЗ: названы основные предметы и области знаний; отсутствует строгая регламентации учебного содержания; сформулированы результаты образования в характеристиках способов действия (метапредметные, предметные, личностные); Три группы требований (3 Т): к основной образовательной программе; к результатам освоения основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы *
Стандарт 1998 года образовательные результаты: знания, умения и навыки Стандарт 2004 года образовательные результаты: знания, умения и навыки + формирование общеучебных умений и навыков ФГОС 2009 и 2010 годов образовательные результаты носят комплексный характер, и имеют три составляющие: предметный, метапредметный результат, или универсальные учебные действия, и личностный результат. *
новый формат стандарта (рамочный документ- предназначен и для родителей, и для обучающихся, и для широкой общественности); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта; новое методологическое основание (системно - деятельностный подход); новая задача – формирование компетентностей; результат образования – развитие личности обучающихся *
метапредметные - овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; личностные - свойства и качества выпускника на каждой ступени общего образования, готовность и способность обучающихся к саморазвитию; предметные - освоение обучающимися учебного предмета, преобразование и применение учебных знаний. *
* Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Результаты освоения не учебных предметов, а ВСЕГО КОМПЛЕКСА ООП Личностностные Метапредметные Предметные Не оцениваются, а только фиксируются Оцениваются
* Образовательная Программа должна разрабатываться ВСЕМИ ВМЕСТЕ
Системно-деятельностный подход полностью ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Ключевыми моментами этого подхода является уход от информационного репродуктивного знания к деятельностному знанию. *
На уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами. Знание дается не в готовом виде, а ребенок под руководством учителя конструирует свое знание. *
1. Профильный принцип образования Профили: - естественно-научный; - гуманитарный; - социально-экономический; - технологический; - универсальный.
2. Индивидуальный образовательный маршрут каждого школьника. 3. Финансирование достаточное для реализации всех требований стандарта. 4. Индивидуальный проект. 5. Иностранный язык – третий обязательный предмет на итоговой аттестации
1. Уровень изучения предмета Б. Базовый У. Углубленный 2. Обязательные предметные области Филология (У или Б): русский язык и литература, родной язык и литература. Иностранные языки (У или Б): Иностранный язык, Второй иностранный язык. Общественные науки (У или Б): История, География, Экономика, Право. Б. Обществознание, Россия в мире. Математика и информатика (У или Б): Математика, Информатика. Естественные науки (У или Б): Физика, Химия, Биология. Б. Естествознание. Физкультура и ОБЖ Б.: Физическая культура, ОБЖ, Экология.
Общие предметы для всех учебных планов: Русский язык и литература Иностранный язык Математика История (или Россия в мире) Физическая культура ОБЖ Пример индивидуального учебного плана: 1. Общие предметы: Русский язык и литература Иностранный язык Математика История (Россия в мире) Физическая культура ОБЖ 2. Из обязательных предметных областей: Биология, Химия, Физика 3. Предмет по выбору: Астрономия 4. Индивидуальный проект Предметы по выбору из обязательных предметных областей: Филология Иностранные языки Общественные науки Математика и информатика Естественные науки Физическая культура, экология, ОБЖ Дополнительные предметы, курсы по выбору: Астрономия Психология Дизайн Технология Искусство История родного края и другие Индивидуальный проект Всего государство финансирует 37 часов в неделю
Обязательные предметы Русский язык и литература Иностранный язык Математика
Проблемы отечественного образования Как ФГОС помогает решить эти проблемы?