Синдром эмоционального выгорания педагогов Автор :педагог-психолог высшей квалификационной категории Тазина Наталия Серафимовна г.Саров 2011г.
Синдром эмоционального выгорания -Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов, полученных на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты.
Основные факторы, способствующие эмоциональному выгораниюВнешние:хроническая напряженная эмоциональная деятельность;повышенная ответственность;неблагополучная атмосфера профессиональной деятельности;психологически трудный контингент;-небольшая оплата труда;отсутствие выходных, интересов вне работы.Внутренние:повышенная впечатлительность и чувствительность;высокий самоконтроль;волевое подавление отрицательных эмоций;склонность к повышенной тревоги;постоянный анализ мотивов своего поведения.
Стрессы современного человекаКультурный стрессКогда естественная реакция запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе.2. Информационный стрессКогда человек не успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп.3. Эмоциональный стрессВозникает в процессе общения, в ответ на обиды и разногласия в коллективе. 4. Стресс бездеятельностиКогда человеку настроенному на активное действие нечего делать, когда он не умеет правильно отдыхать.
Симптомы эмоционального выгорания: - физические (усталость, утомление, истощение, изменение веса, плохой сон, одышка, головные боли, болезни сердечно-сосудистой системы; - эмоциональные (пессимизм, - безразличие, агрессивность, раздражительность, преобладает чувство одиночества, потеря надежд и перспектив;- поведенческие (безразличие к еде, появляется желание отдохнуть, оправдание употребление табака, алкоголя, лекарств);- интеллектуальные (падение интереса к новым идеям в работе, скука, апатия, тоска, формальное выполнение работы, малое участие в коллективных делах);- социальные (низкая активность, падение интереса к досугу, непонимание других людей, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
В 2009-2010 учебном году было проведено анонимное анкетирование В нем приняли участие 29 человек.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ профессионального выгоранияСнижение самооценки. исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРАЯ СТАДИЯ профессионального выгоранияОдиночество .- возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ профессионального выгоранияЭмоциональное истощение, соматизация.притупляются представления о ценностях жизни, человек становится равнодушным ко всему;глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было.Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости
Тест на стрессоустойчивость3 – очень часто2 – время от времени1 – редко0 – никогда
3 — в большой степени, 2 — в небольшой степени,1 — незначительно, 0 — не свойственно.Нервозность 3 2 1 0Ухудшение самочувствия 3 2 1 0Ухудшение результатов своей деятельности 3 2 1 0Понижение работоспособности 3 2 1 0Появление нехарактерных ошибок 3 2 1 0Изменения в мимике (частые моргания, поднятие бровей, движения губ, “шмыгание” носом) 3 2 1 0Изменение обычной, привычной позы 3 2 10Изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение) 3 2 10Изменения в речи 3 2 1 0Ухудшение памяти (что-то забываю) 3 2 1 0Ухудшение внимания (невнимательность) 3 2 1 0Ухудшение мышления (замедление темпа мыслительной деятельности) 3 2 1 0
Обработка результатов Подсчитайте суммарный показатель по двум частям методики и сравните результаты с критериями теста: 0–35 баллов — высокая стрессоустойчивость; 36–70 баллов — средняя стрессоустойчивость; 71–105 баллов — низкая стрессоустойчивость.
Практический блокПрофилактика стресса Средства и методы борьбы со стрессом:арт-терапия; визуализация; музыкотерапия;соблюдение психогигиены (настрой на позитив, умение обращать на 95% плюсов, переключение внимания с одного вида деятельности на другой, создание на рабочем месте уюта, распределение своих нагрузок);саморегуляция;уход от ненужной конкуренции;эмоциональное общение;поддерживание физической формы.
Физиологическая саморегуляция«Болезни души неотделимы от болезней тела»Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «мышечный панцирь». Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Упражнение «Спать хочется»Представьте себе, что вам очень хочется спать и ваша голова склоняется то на правое плечо, то на левое. Положите голову на правое плечо. Мышцы шеи слева напряглись. Напряглись мышцы плеча и верхней части груди. Трудно дышать, долго удерживать это положение неудобно, неприятно. Выпрямились. Мышцы шеи естественно расслабились. Легко дышится. Отдыхайте. Положите голову на левое плечо. Напряглись мышцы шеи, правого плеча, а также мышцы верхней части груди. Удерживайте это положение некоторое время. Почувствуйте напряжение. Долго удерживать неудобно. Трудно дышать. Выпрямились! Мышцы шеи естественно расслабились. Отдыхайте. Мышцы шеи полностью расслабились. Легко и свободно дышится. (Выполните упражнение по 2 раза в каждую сторону).
Упражнение «Не урони вазу» - Представьте себе, что вы несете тяжелую вазу с большим букетом. Чтобы не уронить вазу и не испортить букет, руки у вас вытянуты вперед. Так держать вазу неудобно, тяжело, и руки напрягаются. - Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше напрягите! Подержите так. Вам тяжело удерживать руки в таком положении, но вазу уронить нельзя. Напряжены руки от кончиков пальцев до самых плеч. - Аккуратно поставьте вазу на пол и уроните руки на колени. Отдохните. Прислушайтесь к своим ощущениям Ваши руки тяжелые, приятно расслаблены и теплые. (Упражнение выполняется 2 раза).
Релаксация
«Продукты счастья»Фрукты.Кисло-сладкий вкус фруктоврождает бурю положительных эмоций, а витамин-С защищает организм, повышая его сопротивляемость болезням.
ОвощиСодержат: каротин, витамины А и Е, магний, йод, железо, медь, кальций. Они богаты витаминно-минеральном составом. Лечат исстрадавшуюся душу. В них есть серотонин - гормон счастья, и тирамин - органическое соединение, которое превращается в серотонин в организме. Благодаря этому улучшается настроение, а в стрессовых ситуациях работают как антидепрессанты.
Рыба и мясо. Содержат большое количество витаминов B6 и B12, которые помогают справиться со стрессом, и защищаютсердечно-сосудистую систему. стимулируют выработку «гормона счастья» серотонина.
Все ягоды
Сыры
Шоколад
ЦВЕТ ПИЩИ : ПОЛЬЗА ДЛЯ ОРГАНИЗМА
КРАСНЫЙ
ОРАНЖЕВЫЙ
ЖЁЛТЫЙ
ФИОЛЕТОВЫЙ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!