Работа с «нестандартными» детьми Кировск 2012
«…Легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям». М.А.Ковальчук
«Нестандартные» дети ОдарённыеТрудные
Трудные дети:НеуспевающиеИмеющие отклонения в нравственном развитии (девиантные)Педагогически запущенныеЛенивые
Причины, порождающие «трудных» детейОтсутствие целенаправленной воспитательной работыНезнание их интересов и потребностейПолитическая, социально-экономическая и экологическая нестабильностьНеблагоприятные семейно-бытовые отношенияОтсутствие контроля за поведением детей, безнадзорностьЧрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки«Эпидемия» разводовСверхзанятость родителей на работеПотеря эмоциональных контактов с детьми
Если в былые годы «трудными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение «трудный» ребенок.
«Трудные» дети всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу, доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе.
В связи с этим, встают вопросы: «Что мы знаем о «трудных» детях? Почему они становятся «трудными» для нас?»Очевидно, что мы взрослые, не понимаем или не хотим их понять. Мы привыкли действовать стереотипно, подгоняя жизненные ситуации под привычный стандарт. Мы пытаемся воздействовать на них, а они постоянно воздействуют на нас.
По инициативе учащихся нашей школы проводилась анкета «Чтобы я хотел добиться в жизни» и более половины детей ответили так: чтобы у них была нормальная семья, хорошая работа и престижное образование. «Трудным» детям сложно жить среди нас, т.к. душа «украдена» любовью, добром со стороны взрослых и чаще всего родителей.
Качества, которыми должен обладать учитель для решения проблемы «трудного»Любовь. Без любви нет воспитания.Уважение. Уважение к личности подростка.Толерантность. Терпимость к каждому «трудному».Оптимизм. Вера в лучшие качества воспитанника.Эмпатия. Тонкое понимание личности подростка.Коммуникативность и педагогический такт.
Дети уважают педагога, который:Держит слово, точно выполняет обещаниеМастер своего делаЭнергичен, организовывает увлекательные делаУмен и остроуменПонимает школьниковВнимателен к детям и тактичен
Пути решения проблемы «трудного» ребенкаДиалог – совместное принятие решенияУчет интересов воспитанникаПривлечение родителей к решению проблемыКонсультации психологаТолерантность учителей – предметниковСоздание положительного психологического климата вокруг ученикаВоспитание успехом (Портфолио)Организация труда учащегося на уроке и во внеурочное время.
Формы и методы работы с «трудными» детьми:Составление социальных паспортов с целью выявления учащихся, имеющих отклонение от норм поведения, морали и права.Работа с детьми и родителями.Контроль за посещением занятий с помощью ведения журнала учета пропусков занятий.Тесная работа с учителями-предметниками.Профилактика вредных привычек (встреча с врачами-наркологами, инспектором ОДН, прокуратурой).Вовлечение учащихся девиантного поведения в различные виды деятельности.Ведение журнала на детей, состоящих на учете, где отражается успеваемость, поведение, результаты бесед с ним.
Папка классного руководителя: "Организация работы с трудными учащимися"Признаки проблемных детей. Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе. Краткая характеристика "трудного" ребенка. Изучение семьи. Акт обследования условий жизни и воспитания ребёнка.Конструктивное общение с «трудным» подростком.Педагогическая реабилитация. Проведённая работа по устранению причин отклоняющего поведения.Отчет классного руководителя за триместр
АНКЕТА Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?Занимаешься ли на уроке посторонними делами?Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?Случалось ли быть участником драки в школе?Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?Пытался ли избегать общественных поручений?Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
Изучение семьиТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Ошибки учителей в общении с «трудными» детьмиОбращение «Дети!»Обращение по фамилииСрывание злости из-за другого на мнеКритика при остальных ученикахРукоприкладствоКрик, ругань
Задачи уполномоченного по правамВести просветительскую работу среди учащихся, учителей и родителейСпособствовать формированию толерантного поведенияПринимать жалобы по делам о нарушении прав ребёнкаСпособствовать разрешению конфликтов, связанных с нарушением прав ребёнка
Решение педсовета:Принять к сведению и использовать в работе рекомендации о работе с «трудными» детьмиИзучить проблему «трудных» детей в своих классахНаметить пути решения проблемыПровести систему психологических тренингов для учителей: «Конфликтная ситуация и выход из нее».Рекомендовать классным руководителям проведение родительских собраний на тему: «Наши трудные дети»