Работа с одарёнными детьми (часть 2)
План 1. Диагностика одарённости. Методы распознания одарённости.2. Методы работы с одарёнными детьми.3. Технологии работы с одарёнными детьми.4. Формы работы с одарёнными детьми.5. Программирование работы с одарёнными детьми.
Различия одарённости у мальчиков и девочек 1. Исследование креативности показало наличие значимых половых различий только среди учащихся среднего школьного возраста (7 кл.): результаты одарённых девочек выше, чем результаты мальчиков.2. По показателю вербальных способностей обнаружены значимые различия среди учащихся старшего школьного возраста (9-11 кл.): у одарённых мальчиков результаты по этому показателю выше, чем у девочек.
Различия одарённости у мальчиков и девочек 3. Результаты исследования математических способностей показали наличие значимых половых различий у одарённых учащихся 3, 4 и 11 классов, где значение показателя у мальчиков значительно выше.4. В исследованиях логического мышления (невербальные способности) выявлены значимые различия на уровне среднего школьного возраста (6-7 кл.), где девочки превосходят мальчиков, и старшего школьного возраста (11 кл.), где мальчики значительно превосходят девочек.
Различия одарённости у мальчиков и девочек 7. Исследование особенностей проявления творческих способностей одарёнными учащимися старшего школьного возраста оказало наличие половых различий в следующем:девочки больше интересуются художественно-литературной деятельностью (11 кл.);социальная активность со сверстниками у девочек 11 класса выше;девочки превосходят мальчиков в увлечениях театром (11 кл.) и музыкой (9 кл.);мальчики проявляют большую активность в увлечениях естественными и техническими науками (9-11 кл.).
Различия одарённости у мальчиков и девочек 5. Среди исследованных показателей личностных особенностей выявлены половые различия среди учащихся 3 и 9 классов. В обеих возрастных группах показатель «страх неудачи» выше у девочек.6. К концу школьного обучения результаты когнитивных способностей мальчиков превышают результаты девочек: если результаты невербальных способностей в подростковом возрасте у девочек выше, чем у мальчиков, то к старшему школьному возрасту картину меняется: мальчики превосходят девочек.
Методы диагностики одарённых детей Диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а быть средством наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка (Из «Рабочей концепции одарённости»).
Методы диагностики одарённых детей - Наблюдение.Беседа.Метод исследования: пакет диагностических методик.
Методы работы с дарёнными детьми Метод самостоятельной работы:самостоятельная работа по образцу;трансформативные (реконструктивные) самостоятельные работы, 1 уровень творчества;эвристическо-исследовательские самостоятельные работы – 2 уровень творчества.
Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.В более узком значении термин «универсальные учебные действия» означает совокупность способов действия учащегося.
Освоение умений учиться позволяет освоить все компоненты учебной деятельности:познавательные и учебные мотивыучебная цельучебная задачаучебные действия и операции
Функции УУД - обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения- создание условий для непрерывного образования.
Виды универсальных учебных действий 1) личностные; 2) регулятивные (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;- смыслообразование;- нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:- целеполагание; - планирование;- прогнозирование; - контроль;- коррекция; - оценка;- саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:- общеучебные универсальные действия (1);- логические (2);- постановка и решение проблемы (3).
Общеучебные универсальные действия (1): - самостоятельное формулирование познавательной цели;- поиск и выделение необходимой информации;- структурирование знаний;осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Общеучебные универсальные действия (1): - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;- смысловое чтение;- моделирование.
Логические универсальные действия (2): анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; выведение следствий; установление причинно-следственных связей;- построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы (3): - формулирование проблемы;- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;- постановка вопросов;- разрешение конфликтов;
Коммуникативные универсальные учебные действия - - управление поведением партнера;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Технологии в работе с одарёнными детьми технология проблемного обучения, технология проективного обучения, технология организации исследования
Технология проблемного обучения Алгоритм решения задачи включает в себя 4 этапа:1) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;3) доказательство гипотезы;4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познаваемого объекта или явления.
Технология проектного обучения Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь.
История появления проектного обучения
Главная идея: с большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая выбрана им свободно и не обязательно строится в русле учебного предмета.
Определение Технология проектного обучения – последовательность способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым результатом, оформленным тем или иным образом.
Цель создания проектов: решение какой-то проблемы в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией результатов.
Основные этапы работы над проектом 1. Формулировка проблемы.2. Постановка цели.3. Обсуждение и выбор способов решения проблемы.4. Самообразование и актуализация знаний.5. Продумывание этапов деятельности, распределение ролей.6. Решение поставленных задач.7. Обобщение и презентация результатов.8. Рефлексия.
Виды проектов По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, ролевой и др.По предметно-содержательной области: монопроект, межпредметный проект.По характеру координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Виды проектов По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые.По продолжительности выполнения проекта: краткосрочные (2-6 ч.), среднесрочные (12-15 ч.), долгосрочные.
Формы работы с одарёнными детьми индивидуальные занятия,групповые занятия,предметные кружки;конкурсы,курсы по выбору,олимпиады,интеллектуальные марафоны,летняя школа для одарённых детей,спецкурсы,т.д.
«Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае не сразу».
Литература Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учеб пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Издательство московского психолого-социального института, 2004. – 192 с.Одарённый ребёнок // Научно-практический журнал (выходит ежемесячно с 2001 года).Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии или реальность. Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1996. – 136 с.