Конференция по духовно- нравственному воспитанию «Система духовно- нравственного воспитания в образовательном учреждении»Круглый стол «Духовно-нравственное воспитание. Нравственные качества личности»г. Волжск, март 2011
Цель и задачи круглого стола Цель - дать представление о православном воспитании учащихсяЗадачи: 1. Определиться с рядом понятий. 2. Обсудить проблемные вопросы.3. Познакомиться с видами деятельности по формированию нравственных качеств личности.
Вопросы для обсуждения Понятия «духовность» и «нравственность»Светскость государства и образованияПочему в основе воспитания - православная христианская традицияЦели и задачи духовно-нравственного воспитанияНравственные качества личностиВиды деятельности по формированию нравственных качеств личности
Духовность и нравственность Это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).Нравственность - способы действия, нормы поведения, поступки людей.Духовность – самое высокое к чему стремится человек, направленность его души.Самое высокое может быть очень низким
Нормативно-правовая база Конституция России Статья 14. 1.Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28. Каждому гарантируется...свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Принцип светскости государства и образования Разделение сфер деятельности и компетенции государства и Церкви.Светское государство – не значит атеистическое - это такое государство,в котором власть принадлежит мирским, гражданским, а не духовным властям.Означает,что государственная школа не находится ни в административной, ни в финансовой зависимости от какой-либо церковной организации и не ставит своей задачей подготовку клириков.
Нормативно-правовая база Закон об образованииЗакон о свободе совести и религиозных объединениях в п. 4 статьи 5 «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».
Нормативно-правовая база Концепции духовно-нравственного воспитания России и РМЭПрограмма патриотического воспитания детей и молодежи Договор о сотрудничестве Министерства образования и науки РФ с Московским патриархатомДоговор о сотрудничестве Министерства образования и науки РМЭ с Марийской епархией РПЦ
Основные положения концепции духовно-нравственного воспитания Современное прочтение принципа светскости государства и образования Православная традиция как государство - и культуро-образующая Триединство человеческой сущности: духа, души и тела
Православная духовность Духовен тот, кто наиболее уподобился Богу, т.е. стал богоподобен. Идеал – Иисус Христос.Основные характеристики – смирение и любовь.Объективное видение человеком самого себя – внимание к себе, способность увидеть в себе зло (грех).Покаяние – изменение образа жизни, ума, направления деятельности, самосовершенствование через самопознание.
Объект духовно-нравственного воспитания Сердце – главный источник духовной жизни, центр эмоционально-мотивационной сферы, от расположений которого зависит весь строй чувств, мыслей, желаний и действий личности. Это происходит благодаря высшей способности сердца – способности любить.
Цель духовно-нравственного воспитания «Возвышение» сердца, научение его любви.Выбор правильного направления развития личности.
Задачи духовно-нравственного воспитания Выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка. Воспитание «меры» любви в зависимости от ее объекта.
Культурологический подход
Нравственные качества личности Базисные: долг, ответственность, честь, достоинство, обязательность, правдивость, милосердие, искренность, миролюбие, кротость, смирениеПериферийные (вторичные): целомудрие, честность, бескорыстие, хлебосольство и т.д.
Виды деятельности по формированию нравственных качеств личности Поздравления с праздником (или днем памяти святого) Запись предложения «для души» Работа с текстами произведений Рассмотр иллюстраций, сопровождающий беседойСочинения на определенную темуАнализ нарушения дисциплины в классеРабота с родителями