Деталькак средствосоздания образовУрок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.БелгородаЗахаровой Л.Н.
Цель Учить внимательному прочтению текстаРаскрыть основные функции детали в создании художественного образаПоказать роль детали на примере конкретного образа
« Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» Н.В.Гоголь
Работа с термином Деталь (от франц. detail – часть, подробность) – значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д. в произведениях с деталью связан какой-либо идейно-тематический мотив.
Тезисный план лекции Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей.Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
Отдельно можно говорить о детали в портретах (глаза Плюшкина «бегали… как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар» и т.д.)Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом ХХ века
Принципы отбора деталей и их функции Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде)Деталь как средство индивидуализации (например, Манилов: портрет, речь, дом, кабинет, еда)
Работа в группах Задание: во 2 главе найти детали, охарактеризовать их и определить их роль в тексте главы.Группа 1 – детали пейзажаГруппа 2 – детали портретаГруппа 3 – детали интерьераГруппа 4 – детали, помогающие описать поведение героев
Реализация задания Вопрос к группам: какую характеристику (положительную или отрицательную) персонажу дает автор?Вывод: детали помогают автору дать его герою отрицательную характеристику.
Эксперимент Сравнить два текста (оригинальный текст Гоголя и адаптированный текст, лишенный деталей)В чем вы почувствовали разницу?Какой вывод на основании проделанной на уроке работы вы можете сделать?
Домашнее задание Сочинение на тему «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина»Подготовиться к диспуту по гл. 11. Основной вопрос диспута: Чичиков – это беда или надежда России?
Благодарю за работу!Удачи вам!