ГИА по русскому языку в 9 классе
Распределение заданий по частям работы
С1 - сжатое изложение текста публицистического или научно-популярного стиля.Объём изложения — не менее 90 слов. Внимание!1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика,отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации отексте.2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количествумикротем исходного текста.
Содержательные приёмы компрессии (сжатия) текста: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключениенесущественной и второстепенной информации (исключение второстепеннойинформации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний,фрагментов предложений и целых предложений);2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного вобщее).
Основные языковые приёмы компрессии исходного текста: 1. Исключение: исключение повторов;исключение одного или нескольких из синонимов;исключение уточняющих и поясняющих конструкций;исключение фрагмента предложения;исключение одного или нескольких предложений.
2. Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием;замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно;замена предложения или его части указательным местоимением;замена сложноподчинённого предложения простым;замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Работа над сжатым изложением
А1-А6 - задания с выбором ответа - проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий текста: понимание его основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.
В1 – В14 - задания с кратким ответом - проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.
С 2 – 2 альтернативных творческих задания (С 2.1 и С 2.2) - проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Особое внимание - умению аргументировать положения своей работы.Объём сочинения-рассуждения — не менее 50 слов.
Обязательно наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления.Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.