Неопределенные местоимения Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель урока Знать:об отличительном признаке неопределенных местоимений (неопределенности);об образовании неопределенных местоимений, их написании.Уметь:находить неопределенные местоимения;объяснять их синтаксическую роль в предложении;объяснять условия выбора дефисного написания и написания с НЕ.
Орфографическая пятиминутка О страстном стремлен… к побед…, проб…раешься по узкой тр…пинке, распол…житься на ветхой те…ассе, уча(?)ствовать в ше(?)ствии по городу, пор…зительная чистота воды, в…схищаться им, узн…вать (о) нем, обм…няться (с) вами мнением, доб…влять ему, н…стигать его, ст…новиться самим с…бой, упр…кать их, изм…нить мнение (о) ней.
Задание к диктовке Назовите начальную форму местоимений, их разрядНайдите устойчивое сочетание с местоимением, объясните его значениеПодберите синоним к слову ветхий.Подчеркните 1 – 2 глагола, строение которых соответствует схеме:
Работа с текстом Однажды когда-то на яхтеОткуда-тоКто-то поплыл.Летали какие-то чайки,О чем-то кричали ему.Какой-то дельфин остроносыйВ зеленые волны нырял.И ветер, почти незаметный,Чуть-чуть паруса надувал,Наверно какие-то людиГлядели уплывшему вслед.И кто-то наверное думал:«Скорей возвращайся назад».И мне бы хотелось на яхтеВ открытое море уйти.Послушать о чем кричат чайки,Дельфина увидеть в волнах.А вечером после закатаНа берег вернуться домой.Но пусть меня кто-нибудь встретит,Но пусть меня кто-нибудь ждет. А.Коваль
Работа с текстом Как говорит автор о том, кто плыл на яхте, о чем кричали чайки, какие люди встречали его и пр.?Выпишите в тетради словосочетания местоимения + слово:
Работа с текстом Однажды когда-то на яхтеОткуда-тоКто-то поплыл.Летали какие-то чайки,О чем-то кричали ему.Какой-то дельфин остроносыйВ зеленые волны нырял.И ветер, почти незаметный,Чуть-чуть паруса надувал,Наверно какие-то людиГлядели уплывшему вслед.И кто-то наверное думал:«Скорей возвращайся назад».И мне бы хотелось на яхтеВ открытое море уйти.Послушать о чем кричат чайки,Дельфина увидеть в волнах.А вечером после закатаНа берег вернуться домой.Но пусть меня кто-нибудь встретит,Но пусть меня кто-нибудь ждет. А.Коваль
Проверим себя кто-то плыл, какие-то чайки, кричали о чем-то, какой-то дельфин, какие-то люди, кто-то придумал, кто-нибудь встретит.
Неопределенные местоимения Почему выписанные местоимения создают впечатления загадочности, таинственности?Прочитать в учебнике наблюдения на с. 167 - 169
Вопросы для закрепления темы Назовите неопределенные местоимения. Почему они так называются?Какие из них изменяются по падежам? Какие по родам и числам?Какое местоимение имеет форму только именительного падежа? А именительного и винительного? От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? С помощью каких морфем?Как они пишутся с этими морфемами? А с приставкой НЕ- ?
Работа над закреплением темы Записать предложения, подчеркнуть неопределенные местоимения.По темному небу золотым узором звезд написано нечто торжественное.Перед костром сидело несколько человек.Вдруг раздались чьи-то шаги.Кто-то постучал в дверь.Кому-то принесли от мастера ларец.Что-то прошелестело рядом, кто-то прошел невидимый.Какой-то непонятный звон слышен в лесах.
Домашнее задание