Анализ поэтического текста по концентрической схеме.По книге В.Н Александрова, О.И.Александровой«Анализ поэтического текста»,Челябинск, «Взгляд», 2004.Презентацию выполнилаДаньшина Н.П., Оренбургская область.
Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым чтением, поверхностные ощущения. Тема стихотворения.Жанровая форма (лирическое раздумье, пейзажная зарисовка, на фоне которой даются авторские раздумья и т.д.).Модальность (проникнуто грустью, чувством ликования, спокойный тон и т.д.).
Маска неискушенного читателя «Возможно, кто-то, прочитав это стихотворение, недоуменно пожмет плечами, не найдя в нем ничего, кроме незатейливого описания осеннего леса: где же здесь глубокий художественный смысл, где жизнь человеческого сердца, где же тут, наконец, поэзия?»• «Маска» позволяет мотивироватьисследование стихотворения, искать весомые аргументы, опровергающие исходную точку зрения.
Второй этап- вычленение отдельных компонентов художественной системы. Название.Метрико-строфическая форма.Фоника.Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность.Интонационно-синтаксическая выразительность.Лирический сюжет.Лирический герой.
Название стихотворения Разновидности:представляет основную тему или проблему произведения.задает сюжетную перспективу произведения: а)весь сюжетный ряд; б)важнейший с точки зрения развития действия момент;обозначает главных героев;обозначает время и пространство.
Метрико-строфическая форма Рифма: параллельная (ААВВ), перекрестная (АВАВ), опоясывающая (АВВА).Рифма: мужская- последний слог в строке ударный ( ), женская – после ударного есть заударный слог ( ).Стихотворный размер: хорей( ), ямб( ); дактиль( ), амфибрахий( ), анапест( ).
Фоника По характеру звука: аллитерация (повтор согласного), ассонанс (повтор гласного).По количеству звуков: простые (А…А), сложные (АВС…АВС).По расположению звуков в повторе: анафора (единоначалие А…А…),эпифора (повтор в конце …А…А),стык (…АА…), кольцо(А…-…А).
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон произведения.Словообразовательная выразительность – экспрессивные возможности приставок, суффиксов, намеренное использование слов определенной части речи.
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Эпитет – художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. Чаще- прилагательные в переносном смысле («очи синие, бездонные»), нередко- существительные («волшебница-зима»), наречия («На севере диком стоит одиноко»), деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»).
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Сравнение – уподобление какого-либо явления другому. Выражается различными способами:творительным падежом(«и с каждым днем уходит дымом»);формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише/И зрак прекраснее рая»);оборотами с различными союзами (как, будто, точно, словно);лексически (при помощи слов подобный, похожий, это: «Глаза твои подобны звездам»).
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов. В основу метафоризации м.б. положено сходство по цвету, объему, форме и т.д.«В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря» (А.Фет).«Лениво дышит полдень мглистый» (Ф.Тютчев).
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. Смежность м.б. проявлением связи:между содержанием и содержащим:«Ну, скушай же еще тарелочку!»;между автором и произведением: «Ругал Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита»;между действием и орудием этого действия: «Их села и нивы за буйный набег/Обрек он мечам и пожарам»;между предметом и материалом, из которого предмет сделан: «Янтарь в устах его дымился»;между местом и людьми, находящимися в этом месте: «Вся столица молилась».
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного:К нему и птица не летит, И тигр нейдет… А.Пушкин
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:«автор «Героя нашего времени» вместо «М.Ю.Лермонтов»;«Колумб российский через воды Спешит в неведомы народы» (М.Ломоносов).
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.Литота – непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления.Мужчина так кричал, что в соседних домах стекла повылетали.«Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.Некрасов).
Интонационно-синтаксическая выразительность Синтаксическая структура предложения: грамматические признаки (простое или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное), характеристика предложений по цели высказывания.Знаки препинания.Стилистические фигуры – обороты речи, которые воспринимаются как отступления от некоторой языковой нормы и эмоционально воздействуют на читателя.
Стилистические фигуры Риторический вопрос – вопрос ставится нес целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению («Быть или не быть?»).Риторическое восклицание – восклицание, усиливающее эмоциональное восприятие («О, как душа стихает вся до дна!» А.Фет).Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи («Паситесь, мирные народы!/Вас не разбудит чести клич.» А.Пушкин)
Стилистические фигуры Повтор наиболее значимого слова, звука или предложения.Анафора – единоначалиеЛениво дышит полдень мглистый.Лениво катится река.Анадиплосис (подхват)– повтор последнего слова в начале следующей строки.О, весна без конца и без краю-Без конца и без краю мечта!Эпифора – повтор в конце строки.
Стилистические фигуры Рефрен – повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста (припев в песне).Градация – нагнетание образов, их нарастание или убывание. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А.Блок)Инверсия – неправильный порядок слов. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. М.Лермонтов.Правильный порядок: одинокий парус белеет в голубом тумане моря.
Стилистические фигуры Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова. Ввели и – чарку – стук ему! (А.Твардовский).Умолчание – начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.Хотя страшился он сказать,Нетрудно было б отгадать,Когда б… но сердце, чем моложе,Тем боязливее, тем строже… М.Лермонтов.
Стилистические фигуры Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.По небу плывут тощие тучи.Над рекой висят серые клочья тумана.В душе затаилась угрюмая боль.Антитеза – противопоставление.Ученье – свет, а неученье – тьма.Оксюморон – соединение двухпротиворечащих друг другу понятий, логически исключающих друг друга («горькая радость», «сладкий яд», «горький мед», «звонкая тишина»).
Лирический сюжет Анализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессности, развития лирического чувства, авторской оценки.4 направления развития лирич.сюжета:от гармонии человека и мира к осознанию их дисгармонической обособленности;от дисгармонии к построению гармонии;от гармонии к ощущению еще большей, более глубокой гармонии;от дисгармонии к открытию еще более страшной дисгармонии.
Лирический сюжет. Вопросы. Какой жизненный материал используется в стихотворении?Какое противоречие послужило источником для развития лирического сюжета?Как соотносятся начало и финал? Тема возвращается к исходной точке? Сюжет обрывается в момент наивысшего развития чувства? Тема остается нерешенной (открытый конец)?•Какие типы речи включены в лирический сюжет? Какова их функция?•На какие этапы можно разделить развитие лирического сюжета?
Лирический герой- субъект художественного отражения действительности, тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении. Это своего рода маска, художественный двойник автора, в образе которого выражается отношение к внешнему миру. Возможные «маски»: летописец, оратор, судья, менестрель, мечтатель, мыслитель.
Практические задания для отработки навыков по анализу поэтического текста вы найдете в книге В.Н Александрова, О.И.Александровой «Анализ поэтического текста», Челябинск, «Взгляд», 2004. Презентацию целесообразно использовать на обучающих уроках по теории литературы, дополнив ее своими примерами и заданиями.