Здоровьесберегающие технологии, применяемые в общеобразовательных учреждениях РФ. Роль психолога в их реализации. Августовская научно-практическая конференция учителей г. Волжска 2005г. Автор – Кореева Н.Г. 900igr.net
Создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, в том числе за счет: Реальной разгрузки содержания общего образования; Исползования эффективных методов обучения; Повышения удельного веса и качества знаний физической культурой; Уклучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; Рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА, СНИЖАЮЩИЕ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Внутри-школьная среда Организация учебного процесса Организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни Состояния медицинской помощи, состояние здоровья школьников
Роль психолога в реализации здоровьесберегающих технологий. Стрессовые психолого-педагогические факторы (дезадаптация, дидактогения) Использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся. Индивидуальный дифференцированный подход к обучению. Применение технологий адаптивного, проблемного развивающе-го обучения. Индивидуаль-ное дозирование учебной нагрузки. Гибкие формы режимов и учебных планов Индивидуаль-ные траектории обучения в разноуровне-вой системе учебных предметов; имитационно-моделирую-щие обучающие игры; проектная деятельность школьников
Временные или стойкие нарушения здоровья учащихся Профилактические, реабилитацион-ные, оздоровитель-ные мероприятия Физкультурно оздоровительн-ая работа; лечебно-профилактические процедуры ЛФК, массаж, физиотерапия, витаминопрофилактика и т.п. Отсутствие культуры здоровья Учебно-воспитательная система педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни Учебно-воспитательная система педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни Урочная и внеурочная система обучения; клубная деятельность; лектории; фильмотеки; консультации специалистов
Элементы здоровье сберегающей технологии. Реклинаторы коврики для ног введение прыжков фитобар (2 недели работает подряд) в сентябре – седативный набор трав в середине года – витаминизированный сбор конец сбора – общеукрепляющий, седативный сбор. гимнастики для глаз музыкотерапия проветривание, кварцевание (только в перемену). Лампа Чижевского (также включается только в перемену) Все элементы вводятся только с согласия родителей, предварительно обсуждаются. индивидуальные медицинские назначения.
Педагогические технологии. уроки развития уроки смены деятельности (физкультура, рисование, труд и т.д.)
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ШКОЛЕ. Заинтересованность и управления образования, и здравоохранения только формальная. Статус классов, работающих по этим технологиям, не защищен никаким пакетом документов. Очень плохое материальное обеспечение школы.