Роль классного руководителя в формировании познавательного интереса младших школьников Подготовила Тюрина Г.А. классный руководитель 4 «Б» класса МОУ СОШ №2 г. Моршанска
Условия влияния познавательного интереса на формирование личности Уровень развития интереса (сила, глубина, устойчивость.Характер(многосторонние, широкие интересы, локально-стержневые либо многосторонние с выделением стержневого.Место познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействие.Своеобразие интереса в познавательном процессе (теоретическая направленность или стремление к использованию знаний прикладного характера.Связь с жизненными планами и перспективами.
Роль классного руководителя в формировании познавательного интереса Классный руководитель-педагог-профессионал. Он - духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитательной деятельности классного коллектива. Классный руководитель создаёт условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Сущность познавательного интереса Интерес-это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека. Интерес-это структура, состоящая из потребностей. Интерес-это активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение человека к миру.
Характеристика познавательного интереса Положительные эмоции по отношению к деятельности Наличие познавательной стороны этой эмоции, т.е. радости познавания и познания Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов
Причины, осложняющие воспитывающую деятельностьклассного руководителя отсутствие единых подходов к ведению функций классного руководителя в сегодняшней школе слабая методическая подготовка недостаточная организационно-методическая помощь в вопросах прогнозирования и диагностики результативности воспитания, личностного подхода к нему большие перегрузки высокая наполняемость классов несовершенство правового статуса классного руководителя
Современная демократическая школа классный руководитель-куратор одного класса освобождённый классный руководитель (воспитатель класса) руководитель разновозрастного коллектива, объединения по интересам организатор параллели классов
Гуманистическая школа Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка Организация всех видов коллективной и индивидуальной деятельности Коррекция индивидуального развития учащихся класса Формирование ответственного отношения к учению, что не может быть без развития интереса к познанию
Основные функции классного руководителя Аналитико-прогнозтическая Организационно-координирующая (является приоритетной при формировании познавательного интереса) Коммуникативная Предупредительно-профилактическая Охранно-защитная Коррекционная
Формы внеклассной воспитательной работы Словесно-логические формы Образно-художественные формы Трудовые формы внеурочной работы Игровые (досуговые) формы психологические формы
Принцип педагогической поддержки Верить в каждого ребёнка и его возможности; Оценивать не личность, а действия, поступки;Видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком; Проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;Не торопиться с выводами; Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности
Воспитывать - значит организовывать деятельность детей.«Человек,- каждый из нас,- есть вывод из посылок прошлого и необходимая посылка в будущее - мы все люди, и я не знаю имени, которое можно произнести с большей гордостью и любовью, чем имя- Ч Е Л О В Е К! Вот что, мне кажется, необходимо внушать ребёнку.» / М. Горький / Цель воспитания - личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Список литературы:Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб.пособие. Ярославль,1998г.Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Методика воспитательной работы: Учеб.пособие. Рязань,1993г.Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современной школе// Народное образование.М., 1999г.Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб.пособие. М., 1984г.Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание. Мн., 1998г.Караковский В.А. Стать человеком.Обшечеловеческие ценности-основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.,1993г.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М., 1999г.Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М.,1997г.