Дифференциация обучения как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально благоприятные условия для ребёнка (при подборе соответствующего уровня сложности учебного материала, соблюдении дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Цель работы: творчески обосновать и проверить эффективность технологии дифференцированного обучения как средства повышения качества знаний младших школьников. Гипотеза: если систематически применять технологию дифференцированного обучения в 1-4 классах начальной школы, то это приведет к повышению качества знаний младших школьников.
Основными приоритетными задачами дифференцированного обучения считаю:Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умение понимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.Формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Педагогическая диагностика как условие дифференциации обученияпространственное восприятие; зрительное восприятие; представления, лежащие в основе счёта, представления об операциях сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; умение классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация; сформированность фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом;-мелкая моторика и зрительно- моторные координации.
Использование дифференцированного подхода в обучении1группа - учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов и необходимых общеучебных умений. Они постоянно нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.2 группа – достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объёмом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.3 группа – высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.
дифференцированная работа должна отвечать следующим условиям:знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся;умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;включение в план урока дифференцированной работы с разными группами и отдельными учащимися на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;осуществление оперативной обратной связи;соблюдение педагогического такта.
Способы дифференциациипо уровню творчества;по трудности;по объёму.по степени самостоятельности учащихся; по характеру помощи учащимся;по форме учебных действий.
Дифференцированный подход в обучении младших школьников на уроках математики
Сравнительный анализ успеваемости учащихся выпускных классов
Результативность участия учащихся в конкурсах, соревнованиях районного и областного масштаба2008 -2009 учебный годРайонный конкурс сочинений, посвящённый Дню матери:1 место – Галкина Настя 2 место – Потапова Кристинапризёр – Упоров ИльяРайонный конкурс социальных рисунков «Мы за здоровое будущее»«Я люблю спорт»2 место – Галкина Настя Районный конкурс рисунков на противопожарную темупризёр - Галкина Настя
Внесены в списки одарённых и талантливых учащихся в районную базу данных «Потенциал»Галкина АнастасияПотапова Кристина
Результативность школьных предметных олимпиад по русскому языку, математике и окружающему мируоктябрь 2008 уч.годокружающий мир2 место – Потапова Кристинаноябрь 2008 уч.годматематика1 место – Галкина Настя2 место –Потапова Кристина Жигунова Настя Русаков Сашарусский язык 2 место – Галкина Настя3 место – Жигунова Настя
ноябрь 2009 уч.годматематика2 место – Упоров Илья3 место- Галкина Настярусский язык2 место – Потапова Кристина3 место – Галкина Настяанглийский язык1 место – Галкина Настяокружающий мир2 место – Сафонова Таня3 место – Галкина Настя
Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. Важным аспектом является осуществление индивидуального дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей учащихся, создание условий для развития личности.