Роль классного руководителя в формировании учебной мотивации учащихся(из опыта работы классного руководителя 8б класса – Горицковой С.В.)МБОУ СОШ №10, 2011-2012 уч. год
Классный руководитель сегодня – это педагог- профессионал; духовный посредник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры; организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива; создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально-психологического климата в классе; координатор усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка.
Для классного руководителя в формировании познавательного интереса очень важна развивающая функция педагогического процесса, которая заключается: в развитии психических процессов школьника, в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность, в выявлении скрытых способностей,в развитии склонностей, интересов ребенка.
Развитие интереса к учебной деятельности формируется с помощью следующих форм внеклассной воспитательной работы классного руководителя: словесно-логические формы; образно-художественные формы; игровые формы;трудовые формы; психологические формы.
Форма: беседа управляющего АФ ОАО АКБ Д.В.Бородова с учениками 7в классаПредмет: экономикаМотив: используя полученную информацию о вкладах и кредитах, ребята повысили свой собственный общий уровень знаний по теме «Банки. Виды банков»
Словесно-логические формы Форма: исследовательский конкурс «Моя родословная» Предмет: историяМотив: участие ребят в школьном этапе исследовательского конкурса «Моя родословная» способствует изучению семейных традиций и обычаев, восстановлению и укреплению утраченных связей между поколениями, что, в свою очередь, ведет к выявлению и развитию интереса и творческих способностей в области истории.
Словесно-логические формы Форма: публикация статьи в книге «Продуктивное образование: теоретические основы, опыт реализации, перспективы развития/отв.ред. Т.Л. Мигунова; - Арзамас: АГПИ, 2011»Предмет: русский язык и литература, математика, история, экономика, химия, информатика, английский языкМотив: демонстрация на уроке личного опыта учителя усиливает интерес к данному предмету
Словесно-логические формы Форма: переводной экзамен в устной формеПредмет: экономикаМотив: экзамен по билетам способствует сознательной и творческой проработке учебного материала, его повторению, систематизации и закреплению; оценка, полученная на переводном экзамене, может влиять на итоговую оценку по предметуРезультаты переводного экзамена по экономике в 7б классе (24 человека) за 2010-2011 учебный год
Образно-художественные формы Форма: конкурс «За здоровый образ жизни»Предмет: ОБЖМотив: конкурс агитбригад «За здоровый образ жизни» открывает возможности для самореализации личности ребенка и способствует получению новых знаний о здоровье
Образно-художественные формы Форма: конкурс «Смотр строя и песни»Предмет: ОБЖМотив: конкурс «Смотр строя и песни» направлен на формирование нравственных и эстетических качеств личности, воспитание стремления к общему делу
Игровые формы Форма: совместный отдых с родителями «Масленица»Предмет: литератураМотив: данная игра включает ребят в реальные события, стимулирует детскую активность и может быть использована при изучении темы «Фольклор»
Игровые формы Форма: игра «Мама, папа, я – спортивная семья»Предмет: физкультураМотив: соревновательный дух игры дает возможность улучшить здоровье своих детей и других членов семьи, способствует неформальному межличностному общению
Игровые формы Форма: познавательная игра «Экипаж – одна семья»Предмет: географияМотив: игра совершается школьниками в воображаемых условиях, где все действия определяются игровыми ролями: капитана, старпома и членов экипажа; творческая деятельность является средством развития познавательной активности детей и может быть использована при изучении темы «Моря и океаны»
Трудовые формы Форма: уборка в классеПредмет: технологияМотив: привлечение учащихся к общественно полезному труду способствует умственному и физическому развитию школьников
Форма: анкетированиеМотив: анкета «Палитра интересов» выявляет интерес у учащихся к отдельным предметам с целью их последующей профориентацииРезультаты мониторинга «Палитра интересов» в 7б классе