Подведение итогов урока
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап подведения итогов.
Требования к этапу подведения итогов урока. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее (УЧИТЕЛЬ). Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках. Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.
Ошибки при подведении итогов урока «Скомканность» этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения. Ученики не привлекаются к подведению итога.
Приёмы подведения итогов урока
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я научился…у меня получилось …я смог…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…было интересно…было трудно…
Алгоритм действия. Использование схем.Тире между подлежащим и сказуемым
2.Задания на выбор.Тире не ставится: 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например: Бедность не порок. 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например: Кто твой отец? 3. Если сказуемое присоединяется союзом как, словно, будто или другими сравнительными союзами, например: Наш школьный двор как сад.4. Если подлежащее выражено личным местоимением, например: Он порча, он чума, он язва здешних мест.
3.Использование элементов интерактивности Мое любимое занятие чтение книг. не чтение, а игра в футбол плавать в бассейне. два часа верховой е з д ы. словно эликсир молодости. приятно и полезно.
4. Решение кроссвордов
5. Тестовая проверка знаний 1.В каком веке образовалась Киевская Русь?1) V в. 2) IX в. 3) ХII в.4) XV в.2.Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льдуЧудского озера в 1242 году?1) Дмитрий Донской2) Святослав Игоревич3) Иван Калита 4) Александр Невский
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
Можно использовать следующие приемы подведения итогов:1. Лото (математическое, географическое и др.);2. Продолжи предложение;3. 4 -- лишний;4. Найди ошибку;5. Что чему соответствует;6. Рассказ – парадокс;7. Слова и термины и другое.