Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Балашова Саратовской области» Развивающее обучение Подготовила учитель русского языка и литературы Дудина Е.А.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову.
Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.
Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова
Система развивающего обучения (СРО) Эльконина - Давыдова Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов
Основу системы обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы: 1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. 2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. 3. Принцип осознания школьниками процесса учения. 4. Принцип работы над развитием всех учащихся. 5. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом.
В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, утверждает другую, собственно психолого-педагогическую их природу.
1. Принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения. 2. Принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения. 3. Принцип сознательности получает новое содержание как принцип деятельности. 4. Принцип наглядности, фиксируемый как принцип предметности.
Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления
Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.
Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач: 1. Школа должна вооружить учащихся "ПРОЧНЫМИ и глубокими знаниями основ наук"; 2. Школа обязана подготовить своих питомцев "к жизни", сформировать у них важнейшие умения и навыки, необходимые для включения в различные сферы жизни общества.
Несколько подходов и направлений в системе развивающего обучения: 1. Исследовательский подход в обучении. 2. Коммуникативный или дискуссионный подход. 3. Групповой подход.
Задания для 5 класса на развитие зрительного восприятия и компонентов мышления: 1. Выявите закономерность и продолжите ряд, вписав еще 4 буквы, П, В, Т, Ч, П, Ш,... 2. Проследите как изменяются числа в каждом ряду и продолжите каждый из рядов, вписав еще 4 числа: A) 1, 4, 9, 16,... Б) 16, 17, 18, 26, 27, 28, 36, 37,... B) 27, 34, 41, 48,... Г) 56, 48, 40,... Д) 112, 122, 132, 212, 222, 232,... Е) 3, 5, 9, 17,... Ж) 11, 2, 3, 5, 8,... 3) 0, 3, 8, 15, 24, 35,... И) 1, 8, 27, 64, 125,...
Задания для 5 класса на развитие зрительного восприятия и компонентов мышления: 3. В каком порядке выстроены следующие цифры? 8, 2, 9, 0, 1, 5, 7, 3, 4, 6. 4. Выявите закономерность и продолжите ряд, выписав еще не менее четырех его членов А) 16, 12, 15, 14, 10,... Б) Б, А, В, Б, Г, В, Д, Г, Е,...
Задания на развитие творческих способностей у учащихся 6 классов: 1. Оформите на компьютере афишу кукольного спектакля по последней прочитанной вами книге. 2. Оформите на компьютере титульный лист детской книги. 3. Оформите на компьютере расчет покупки в магазине.
Задание для 7 класса на развитие пространственно-логического мышления: Три молодых человека - Андрей, Бронислав и Борис - живут в Бобруйске, Архангельске и Белгороде. Один из них аптекарь, другой - бухгалтер, третий - агроном. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. Известно лишь, что: 1. Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе; 2. У двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена; 3. Жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.
Список литературы по развивающему обучению. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. Психологическое развитие младших школьников/ Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990. Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения/ Вопросы психологии. 1983, N 1. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее образование. - М., 1981. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. - М., 1989. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий детей в процессе обучения. М., 1987. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987.
Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М., 1985. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1989. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. -(Воспитание и обучение. Б-ка учителя). Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000 К юбилею И.С. Якиманской //Вопросы психологии, 2002., - №1. -