Психолого-педагогический семинар «Как чувствует себя учитель в школе?» Педагог-психолог Эктова И.А. МОУ Уваровщинская сош 2007г
Цель: вооружение педагогов психолого-педагогическими знаниями Задачи: -довести до сведения участников информацию об этике педагогического общения как необходимом условии предупреждения эмоционального сгорания учителя; -ознакомить с простейшими приемами устранения дискомфорта и правилами психогигиены общения; -вооружить учителя теми знаниями, которые бы повышали его психическую устойчивость в трудных (критических) ситуациях, обеспечивали научно обоснованными способами борьбы с жизненными невзгодами.
План семинара: 1. Упражнение «Знакомство» 2. Сообщение целей и задач 3. О стрессе 4. Тест «Состояние вашей нервной системы» (По К.Либельт) 5. Тест «Уровень тревожности вашей личности» (По Спилбергеру -Ханину) 6. Об умении реагировать 7. Игра «Преобразование» 8. Психогигиена общения 9. Упражнение «Комплимент» 10. Способы решения 11. Самотерапия
О стрессе Стресс - способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора, адекватного качественной и количественной характеристике раздражителя. Ганс Селье
Тест «Состояние вашей нервной системы»
Обработка результатов: 0-25 -эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места 26-45 -поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте что вы можете сделать для вашего организма 46-60 -ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни Более 60 –ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обратитесь срочно к врачу.
Тест «Уровень тревожности вашей личности»
Обработка результатов: ЛТ=S1 - S2 +35 S1-сумма по пунктам 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 S2 –сумма по пунктам 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19 До 30- низкая тревожность 31-45-умеренная тревожность 46 и более - высокая тревожность
Способы реагирования
Плавила психогигиены общения: 1. Постоянно стремясь завоевать любовь ближнего, все же не заводите дружбы с «бешеной собакой». 2. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде деятельности есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим. 3. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада. 4. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала, стоит ли сражаться. Многие распространенные болезни психогенного происхождения могут быть результатом того, что человек взвалил на себя непосильную ношу.
5. Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше положение. Старайтесь забывать о безнадежно-отвратительном и тягостном. 6. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о былых успехах. В любой самой скромной карьере есть что-то, о чем можно с гордостью вспомнить. 7. Если вам предстоит неприятное дело, но оно необходимо для достижения цели, не откладывайте его. Вскройте нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания, которое лишь продлит болезненный период. 8. Не забывайте, что нет готового рецепта для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже.
Возможное решение
Самотерапия Обеспечьте себе достаточный отдых Начните заниматься физкультурой Следите за рациональным питанием Пейте больше жидкости Попробуйте взбодрить себя чем-нибудь Научитесь планировать свои дела и выделять приоритеты
Использованная литература: Антонова С. Уютно ли учителю в школе ?/Школьный психолог.-№41,43.- 2003 Игры: обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского//В четырех книгах. — М.: Новая школа, 1994. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. — М.: Наука, 1994. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии, 1994. № 6.