Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения
Актуальность темыВначале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. В рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех «этажах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов.
Цели:Развитие свободной творческой личности ребёнка.Задачи развития:*Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;*Равитие познавательных способностей;*Развитие творческого воображения;*Развитие творческого мышления;*Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации(вместе с педагогом)-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности(практические опыты)
Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Из истории возникновения проектного метода
Метод проектов по В.М. Крупениной.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проектаНа основе изученных проблем детей поставить цель проекта.2.Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями)3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.4. Составление плана – схемы проекта.5. Сбор, накопление материала.6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.8. Презентация проекта, открытое занятие.
Классификация проектов используемых в ДОУВ практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.Ролево- игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы.Информационно – практико – ориентированные: дети информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»)
Основные этапы проектного метода1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);- С какими предметами научиться работать для достижения цели.3. Выполнение проекта – практическая часть.4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Первый этап.Деятельность педагогаФормулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта)-вводит в игровую(сюжетную) ситуацию.-формулирует задачу (нежестко)Деятельность детей-Вхождение в проблемуВживание в игровую ситуациюПринятие задачи Дополнение задач проекта
Второй этап.Деятельность педагога -помогает в решение задачи-помогает спланировать деятельность-организует деятельностьДеятельность детей-объединение детей в рабочие группы-распределение амплуа
Третий этап.Деятельность педагога-практическая помощь (по необходимости)-направляет и контролирует осуществление проектаДеятельность детей-формирование специфических знаний, умений, навыков
Четвертый этап.Деятельность педагога-Подготовка к презентации. Презентация.Деятельность детей-продукт деятельности готовят к презентации-представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности
Примеры различных видов проектов
Значения проектного методаДля детейРасширяются знания ребенка о различных областях действительности, развиваются общие способности детей- познавательные, коммуникативные и регулярные , сказывается на общем групповом развитии детей приобретают необходиммые социальные навыки- они становятся внимательнее друг к другу, меняется содержание игровой деятельности детей- она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами малыши становятся интересны друг к другу.Для педагогаПроектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонные действий, а требует ежедневного творческого, личностного роста.Для родителейРазвиваются детско – родительские отношения. Ребёнок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое. Реальная жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием, которое может быть представлено в виде альбомов, увлечений, традиций.
Советы воспитателю по работе на проектом1. Глубоко изучить тематику проекта.2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.4. Создавать игровую мотивацию, опираясь над интересы детей и их эмоциональный отклик.5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.