Проблемно-поисковые технологии Педагогический совет 10.01.06.
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых ценностей.
Звенья научного творчества.
Структура урока с применением проблемно-поисковых технологий: Цель: формирование новых понятий и алгоритмов (расширение понятийной базы)Этапы:Самоопределение к деятельности.Актуализация.Постановка учебной проблемы.Открытие нового знания.Первичное закрепление во внешней речи.Самостоятельная работа с самопроверкой.Повторение и включение в систему знаний.Рефлексия.Домашняя работа.Результат: знание нового алгоритма, определение понятия метода построения и применения
I этап. Самоопределение к деятельности.Цели: создание положительного самоопределения к деятельности на уроке; обозначение области в учебном содержании.Хочу, потому что смогу желание возможностиСредства: беседа (область в учебном содержании) сообщение, добрые пожелания, алгоритм помощник, загадка…Результат: внутренняя актуализация, положительное личностное отношение к включению в учебную деятельность.
II этап. Актуализация. Цели: воспроизведение учащимися ЗУНов, необходимых и достаточных для открытия нового знания.ЗУН достаточные и необходимые.Затруднения в индивидуальной деятельности.Средства: фронтальная беседа, решение задач, заполнение таблиц и схем, мыслительная гимнастика.Результат: фиксация затруднения в деятельности.
III этап. Постановка учебной проблемы.Цель: постановка учебной проблемы. - Тема урока - Вопрос, ответ на который – новое знание.Средства: «яркое пятно», побуждающий или подводящий диалоги, сообщение темы урока с мотивирующим приёмом, создание проблемной ситуации.Результат: учебная программа, цели урока
IV этап. Открытие нового знания.Цель: открытие нового знания.Факт. Правило. Понятие. Закономерность.единичная алгоритм существенные связиинформация действий признакио понятиях Средства: гипотезы: подводящий диалог: - выдвижение - от проблемы - проверка - без проблемы.Результат: понимание нового знания большинством класса.
V этап. Первичное закрепление во внешней речи.Цель: вербальное фиксирование нового знания Запись нового алгоритма, понятия, правила, факта.Средства: языковые, символические, знаковые все возможные для структурирования нового знанияРезультат: структурное оформление новой информации (рисунки, схемы, записи, тексты – должны сопоставлять между собой и их выражение в громкой речи)
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.Цель: демонстрация самому ученику фиксацию нового знания в его сознании.Ситуация успеха и её самоощущение.Средства: самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка небольшой объём письменная работа индивидуальная деятельностьРезультат: индивидуальная рефлексия адекватная самооценка.
VII этап. Повторение и включение в систему знаний.Цель: включение нового уточнённого знания в систему.Установка локальных связей нового знания с имеющимися.Подготовка места для следующего нового знания.Средства: решение заданий по выбору, использование нового знания совместно с изученным, задания с элементами проектирования.Результат: выявление границ новых знаний, выделение новых знаний из ранее известных, установление связей между новыми знаниями и ранее полученными.
VIII этап. Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание метода собственной познавательной деятельности.Отличие новой ситуации.Инструмент перехода от известного к его применению.Границы применения.Средства: беседа, самостоятельная работа - Чему научились? - Что вам позволило выйти из затруднения?Результат: знание нового алгоритма, определение понятия метода построения и применения
АЛГОРИТМ.Выделить и сформулировать новое знание.Смоделировать способ открытия нового знания.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения.Подобрать упражнения для этапа актуализации.Смоделировать затруднение и способы его фиксации.Сконструировать диалог или проблемную ситуацию.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.Определить приёмы организации первичного закрепления.Подобрать задания на этап повторения по уровням.Прописать план-конспект урока.Провести анализ урока.Внести коррективы в план-конспект.