Условия формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы Исполнитель: Плетнева Елена Владимировна Научный руководитель: Медведева Людмила Георгиевна, ст. преподаватель
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить результативность условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы.
Объект исследования: формирование интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы.Предмет исследования: условия формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы.
Гипотеза исследования: процесс формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы может быть успешным, если педагог:руководствуется методическими закономерностями работы с художественным текстом;выделяет этапы работы над художественным произведением и использует разные методы и приемы работы, соответствующие задачам уроков литературы;знакомит с произведениями разных родов и жанров;создает ситуации развития творческих возможностей детей;работает над возрождением традиции семейного чтения.
Задачи исследования:Проанализировать требования к урокам литературного чтения, их задачи, типологию.Выявить условия формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы.Провести экспериментальную работу по внедрению комплекса условий формирования интереса к чтению у учащихся начальной школы на уроках литературы и сделать соответствующие выводы.
Вывод Все уроки литературного чтения ориентированы на формирование, читательских умений, читательской самостоятельности, на развитие творческих возможностей детей и интереса к чтению.
Интерес – это направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями (Г.И. Щукина). Читательский интерес – это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, которая имеет для читателя значимость в меру соответствия его потребностям ( Б.Г.Ананьев).Интерес к чтению – это потребность читать разнообразные книги.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ Знакомить с произведениями разных родов и жанровПри анализе произведений руководствоваться методическими закономерностями работы с художественными текстом Создавать ситуации развития творческих возможностей детейРаботать над возрождением традиции семейного чтенияВыделять этапы работы над художественным произведением и использовать разные методы и приемы работы с произведением
Констатирующий экспериментЦель – выявление уровня сформированности интереса к чтению у детей и уровня компетентности педагогов по организации работы над его становлением. Задачи:разработать и подобрать комплекс учебного и диагностического материала для исследовательской работы, провести эксперимент;изучить особенности работы учителей начальных классов по использованию условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы;проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Констатирующий экспериментРабота с учащимися Работа с учителямиДиагностика уровня сформированности интереса к чтению у учащихся на уроках литературыДиагностика уровня компетентности педагогов по формированию интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы
Результаты диагностики уровня сформированности интереса к чтению у учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов(констатирующий эксперимент)
Результаты диагностики уровня компетентности педагогов по формированию интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы(констатирующий эксперимент)
Формирующий экспериментЦель – формирование интереса к чтению у детей младшего школьного возраста на уроках литературы, а также повышение уровня сформированности интереса к чтению у учащихся.Задачи: спланировать и провести уроки литературы с введением комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников;разработать тематику и содержание методических занятий для учителей начальных классов по введению комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы;
Формирующий экспериментРабота с учащимися: планирование и проведение уроков классного и внеклассного чтения с введением комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников.
Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Формирующий экспериментРабота с учителями:сообщение теоретического материала в форме доклада по теме: «Основные направления литературного анализа в начальной школе»;взаимопосещения учителями уроков;проведение практического занятия в форме «круглого стола» по теме: «Интерес к чтению, как его пробудить?»
Контрольный экспериментЦель – проверить результативность условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы.Задачи: провести диагностики уровня сформированности интереса к чтению у учащихся на уроках литературы, используемые на констатирующем этапе эксперимента;проанализировать результаты эксперимента по введению комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников;соотнести результаты констатирующего и контрольного экспериментов и сделать вывод об эффективности проведенной работы.
Результаты диагностики уровня сформированности интереса к чтению у учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов (контрольный эксперимент)
Результаты диагностики уровня сформированности интереса к чтению у учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов(контрольный и констатирующий эксперименты)
Результаты диагностики уровня компетентности педагогов по формированию интереса к чтению у младших школьников (контрольный эксперимент)
Результаты диагностики уровня компетентности педагогов по формированию интереса к чтению у младших школьников(констатирующий и контрольный эксперименты)
Проведенное диагностическое исследование и его анализ показали:Целенаправленная и систематическая работа по введению комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы значительно повышает уровень сформированности интереса к чтению у учащихся, и, как следствие улучшает показатели сформированности интереса к чтению. Учителя начальных классов после проведенной работы стали глубже понимать важность обозначенной проблемы.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ