Теоретический семинар Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска Горяинова Е.В. , педагог-психолог II квалификационной категории МОУ СОШ № 5
Категории детей, входящих в группы социального риска Дети с нарушением нормы психического развития (астеничные, гиперактивные, соматически ослабленные, одаренные) – группа риска «реактивного» поведения – аффективного и ситуативного.Трудновоспитуемые или соцпедзапущенные – группа риска формирования устойчивого девиантного поведения (аддиктивное поведение, ранняя половая жизнь, хулиганство, воровство)
Факторы провоцирующие отклонения в поведении
1. Акцентуации характера
2. Неспособность учащихся к децентрации
3. Негативное отношение к другим людям
4. Эмоциональная «отсталость»
5. Нереальные притязания
6. Отсутствие норм нравственности в семье, а следственно»рамок», границ поведения
7. Проблемы в учебе
8. Психические заболевания
Цель работы педагога-психолога в данном направленииОбеспечить формирование соответствующих психологических механизмов (опосредованно или непосредственно)
Задачи в работе педагога-психолога по данному направлениюУлучшение психического состояния школьникаЗатормаживание нежелательных реакцийВыработка новых способов поведения
Содержание деятельности педагога-психолога при работе с детьми группы социального рискаСогласно закону РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
1. Ликвидация прогулов с учетом причин их возникновения (прогул как симптом школьной фобии или прогул как форма отклоняющегося поведения)
2. Определение адекватной программы обучения для профилактики труднообучаемости, раннее выявление психоневрологических отклонений органического характера (работа ПМПК)
3. Развитие познавательных интересов педагогическими и психолого-педагогическими средствами
4. Консультации для родителей и педагогов по вопросам конструктивного взаимодействия с учащимися
5. Сплочение классного коллектива, принятие отверженных, разрешение конфликтов в классных коллективах
6. Выявление детей, находящихся в кризисной ситуации и работа с ними
7. Проведение профориентационной работы
8. Консультирование подростков по проблемам, возникающим в их жизни
9. Проведение тренингов для подростков (профилактики аддиктивного поведения , развития навыков взаимодействия, навыков разрешения конфликтных ситуаций, навыков саморегуляции)
10. Работа с детьми, стоящими на внутришкольном учете (подготовка и участие в работе Совета профилактики) и на внешкольном (координация деятельности с ИДН)