Автор Ихсанова Л.Ф., заместитель директора по УВР ОСШ № 3 имени Абая г. Талгара Педагогический совет на тему: «Проблемы оценивания в современной школе» «Оценка: «за» и «против»
Задачи:1.Показать, что отметка часто бывает субъективной , сопровождается личностной оценкой, которая не имеет ничего общего с оценкой учебных достижений.2.Выяснить, почему отметка является средством «наказания» или «поощрения», а не критерием степени учебных достижений.
В чем проблема?«Полностью сосредоточенная в руках учителя «отметочная» системаоценивания нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено,с одной стороны, на ребенка,с другой стороны, на родителей.Это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта, его тревожности, ухудшениюфизического здоровья»
А какие у тебя отметки в школе?
Из историяпедагогическойоценки
Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам и обозначались цифрами по порядку. «Единица» - означает высший показатель достигнутых успехов, а соответственно «пятерка» - один из низших. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий.
В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. Хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального».Средние успехи: «учения посредственного, нехудого». Успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».
Постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой.Русская школа пережила 3, 5, 8, 10 и 12-ти бальную системы оценки знаний. Из них прижилась пятибалльная,которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» - слабые успехи, «2» - посредственные, «3» - достаточные, «4» - хорошие, «5» - отличные.
В мае 1918 года Народный комиссариат просвещения постановлением «Об отмене отметок», подписанным А.В Луначарским, запретил «применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся во всех без исключения случаях школьной практики». Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство производились на основании «успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы».
Но без «пятерок» и «двоек» учились недолго: в 1939 году в школы вернулись словесные оценки («удовлетворительно», «неудовлетворительно», «хорошо» и «отлично»), а вслед за ними, в 1944 году и привычные баллы.
1. Переходе от пятибалльной на многобалльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно-рейтинговая оценка.2.Зачетная система оценивания.3. Учебное «портфолио»(США) сундук регалий, шотландский аттестат, тетрадь-паспорт. 4. Содержательная (безотметочная) оценка знаний ( Ш.А. Амонашвили)
1.Французская система обучения (20 – ти бальная)2.Финский метод (7 бальная шкала оценок – от 4-х до 10) + устные методы. Финляндия: на втором месте по грамотности чтения; на втором месте по математической грамотности; на первом месте по естественнонаучной грамотности среди 57-ми стран.
Содержательная (безотметочная) оценка знаний Ш.А. АмонашвилиЕго аргументы против отметок:Отметка – это власть взрослого над ребенком.2.Признание школой своего бессилия.3.Отметка – это «валютная» купюра на школьном и семейном рынках.4.Отметка - способ соревнования детей.
Другими словами, система отметок, во-первых, вызывает в детях чувство страха; во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми; в-третьих, вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся; в-четвертых, содействует возникновению и упрочнению формального отношения к делу со стороны, как учащихся, так и педагогов.
«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В.А. Сухомлинский)«Радость покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок» Ш.А.Амонашвили.
"Торжественную""Обнадеживающую""Равнодушную""Уничтожающую"
Обучающая деятельность учителя:мотивационный компонентоперационально-познавательный компонентконтрольно-оценочный компонент
«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке.» (Липкина А.И.)
Оценка это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, в вербальной форме.это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. может быть разнообразной, вариативной. Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний. Оценка должна предшествовать отметке. Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение).
ОцениваниеНаиболее очевидный показатель уровня школьного образования, основной индикатор диагностики проблем обучения .Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.Отметка выводится из оценки.
Учитель, ставя отметку в журнал, ориентируется на следующие позиции:Уровень учащегося относительно определенного эталона,Уровень учащегося относительно класса в целом,Уровень учащегося относительно себя самого в предшествующий период.
Смысл комментирования отметок: 1.В указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика. 2. В стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним.3. В обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Позиция педагога в ситуации несогласия ученика с учительской отметкойпредпочитают просто не реагировать на подобные высказывания учеников,начинают убеждать ученика в неправомерности его высказываний
Функции оценки:Обучающая.Воспитательная.Ориентирующая.Диагностическая.
Роль оценки:положительная оценка укрепляет социально-психологические позиции школьника, влияет на отношения с другими ученикаминегативная оценка учащиеся становятся изолированными и отвергнутыми в классе необоснованная похвала «отличников» может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников
Типичные ошибки учителей: Традиционный контроль, Проводится в форме опроса, является выборочным и случайным «Успевающих школьников учитель вызывает отвечать на уроке чаще, чем неуспевающих, даже в тех случаях, когда неуспевающий школьник вызывается отвечать сам, выбор учителя чаще останавливается не на нем, а на его успевающем однокласснике»
Создается нервно-напряженная обстановкаВнешний контроль и оценка препятствуют формированию самоконтроля и самооценки. Традиционные формы контроля, не учитывают рациональность учебной деятельности учащихся.
5.Учителя предвзято (субъективно) относятся к различным учащимся. Наличие различных объектов контроля и оценки 6. Контроль и оценка не несут информацию о потенциальных возможностях ученика, его творческих способностях, мышлении.7. Не берутся во внимание мотивы учения школьников. 8. Оценивание знаний осуществляется по конечному результату, что является показателем качества учебного процесса в школе.
Основные требования системы оценивания:1.Не стоит придавать оценке роль инквизиторского топора.2.Важно, чтобы цифра не заслоняла человека.3.Оценивается не ребенок, а его деятельность.4.Справедливость при выставлении оценки выступает как наиболее значимый фактор.5.Отметка ученика должна выявить, прежде всего, пробелы учителя.
Отметки вредят детям, и они будут им вредить до тех пор, пока не прекратится деление детей на «хороших» и «плохих», успевающих и отстающих.Отметка будет вредить до тех пор, пока общество, учителя и родители не поймут, что в процессе обучения усилия и старания ребенка достойны большего внимания, чем его результат
Отметка – это «тромбы» учебно- воспитательного процесса;Отметка - это ложные мотивы учения школьников;Отметка – это «чертики» в праведной жизни ребенка;Отметка – это «костыли» хромой педагогики.