Проектная деятельность в практике учителя начальной школы Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Вовлеки и я научусь. Китайская пословица.
«Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
«Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд». Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно ( в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Чем же привлекает педагогов начальной школы метод проектов? Начальная школа – не просто место, где ребёнка должны научить читать, считать и писать (в конце концов, этому можно научиться и дома). Педагог получает возможность изменить позицию ребёнка в образовании и его отношение к учёбе.
Цели работы надметодом проектов:способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом; выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
УМК «Школа России».Проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности и организуется в виде двух взаимосвязанных блоков работы: сбор сведений по теме проектной деятельности; работа над своими проектами, включенными в содержание темы.
Приёмы для включения поиска информации в проектную деятельность:одновременная работа над разными проектами по одной теме;включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта.
Этапы проектной деятельности.1 блок:знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор интересующих их аспектов;подготовка к сбору информации;сбор информации детьми;подведение итогов сбора информации и фиксация в форме мини-энциклопедии, картотеки и др.2 блок:знакомство детей с возможными проектами, выбор проекта для реализации;ориентировочное планирование этапов работы над проектами;реализация проектов;презентация проектов.
Окружающий мир. 2 класс.Проекты по теме «Наши питомцы».Аквариумные рыбки.Пернатые питомцы.Всё о кошках.Всё о собаках.Источники информации:справочники,энциклопедии,видеофильмы,посещение музея, зоопарка.Проекты:сочинение «Мой любимый щенок»;фотоальбом «Человек заводит друга»;стенд «Наши питомцы»;выставка рисунков;придумай свой проект.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения.
Рекомендуемые проекты 4 класс.Окружающий мир.Знание – сила.Мы живём в космосе.Жизнь леса.Наши питомцы.Русский язык.Как хорошо уметь грамотно писать.Летний проект «Мастерская слова».Литература.Устное народное творчество.Любимые писатели, произведения и герои.Математика.Вычислительные машины.Свойства площади.
«Начальная школа до и после». №9 2007 г.Тема номера:Исследовательская и проектная деятельность школьников.Н.Г. Шаповалова. Метод проектов: практика и применение.О.Н. Кириллова. Проект любимые игры и игрушки (1 – 4 кл.).О.В. Иванова. Исследовательская деятельность младших школьников.Л.М. Ильиных. Развитие исследовательских способностей школьников.И.А.Иконникова. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка.
Литература. Intel «обучение для будущего» (при поддержке Mikrosoft): Учебное пособие. М.:Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005.Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой. М.: АСТ6 Астрель, 2005.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2005.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.www.schol.2100.ru.www.casadelsol.ru.www.saratov.fio.ru/finals/works/037/PohodinaEN/index.pptПоиск: Вестник ТГПУ. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы. Поздеева С.И., Кузнецова Т.И.