Психокоррекционная работа с детьми, имеющими ЗПР
I. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Эффективность коррекционной работы на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
II. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
III. Принцип коррекции «сверху вниз» раскрывает направленность коррекционной работы. Основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента.
IV. Принцип коррекции «снизу вверх» Главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и её немедленное подкрепление.
V. Принцип системности развития психической деятельности Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии.
VI. Деятельностный принцип коррекции Основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счете – в социальной ситуации развития
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. Формирование системы отношений ребенка с окружающим социальным и предметным миром представлений о себе, самопринятия и самооценки 2. Формирование у ребенка способности к самостоятельному построению замысла деятельности. 3. Формирование практических и умственных действий (операционально-техническая сторона деятельности) 4. Формирование произвольности поведения и произвольности поведения и психических функций