Работа с семьей ГОУ школа 512
Цель: Выработка единых требований семьи и школы . Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.
Задачи: Продолжение работы над повышением ответственности родителей за своих детей. Совершенствование условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности. Защита законных прав и интересов обучающихся. Организация и проведение общешкольных мероприятий. Участие в укреплении материально-технической базы школы.
Цели и задачи работы с родителями Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся. Изучение воспитательных возможностей семей. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры. Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Принципы проектирования родительского всеобуча: учет личностных интересов, склонностей и возможностей родителей; включение родителей в учебно – воспитательные ситуации через интегрированные широкие творческие задачи, образующие целесмысловое поле; постоянная актуализация самоопределения родителей в целях и смыслах их деятельности; культивирование конструктивного взаимодействия и общения родителей; увязывание содержания всеобуча и социальной поддержки педагогов
Формы работы с родителями
Научно-практическая конференция Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения. Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.
Примерные темы для совместного обсуждения на конференции: «Основы построения общения с ребенком» «Права и обязанности ребенка в семье» «Стили и методы воспитания ребенка в семье» «Психология ребенка» «Особенности адаптации ребенка в школе» «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Виды собраний : Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.). Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей). Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год). Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов: Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы. Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.). Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность. Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов: родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе; тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей; собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии); классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него; родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность; каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Семь правил успешного проведения родительского собрания Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте! Благодарите!
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании: Снять собственное напряжение перед встречей с родителями. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
2 четверть Леворукость и праворукость-1 класс Утомляемость ребенка и кА с ней бороться-2класс Если ваш ребенок часто более-т-3класс О чем расскажет школьный дневник-4 класс Здоровый образ жизни в жизни школьника-5класс Как развивать у ребенка работоспособность?-6класс Плохие отметки и их причины-7класс Учебная дисциплина и ее значение в жизни восьмиклассника-8класс Эмоции и чувства в разговоре с подростком-9класс Компания в жизни старшеклассников-10класс Как избежать конфликтов в общении со взрослым сыном или дочерью-11класс
1 четверть Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.1 класс Особенность учебников , по которым ваши учатся дети2 класс Семейные праздники и их значение для ребенка3клас Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании 4класс Трудности адаптации пятиклассников к школе 5класс Первые проблемы подросткового возраста6класс Роль отца и матери в семье7класс Ваш ребенок влюбился…8класс Как подготовится к будущим экзаменам9каласс Профессиональная направленность и интересы10класс Роль традиции семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии11класс
3 четверть Как развить у ребенка желание читать 1 класс Поощрения и наказания в семье2класс Как развить память ребенка 3класс Нравственные уроки начальной школы4класс Влияние телевидения на характер моего ребенка5класс Компьютер в жизни школьника . « За» и « против»6класс Увлечения и интересы семиклассника7класс О значении домашнего задания в учебной деятельности8класс Как научить сына или дочь говорить « нет»9класс Как научить доверять своему ребенку и пользоваться его доверием10класс Хорошие родители . Какие они?11класс
4 четверть Подвижные и медлительные игры 1 класс Как научить ребенка говорить правду.2класс Домашнее задание и их назначение3класс Способности и прилежание4класс Творчество в жизни ребенка5класс Вредные привычки ребенка.Как им противостоять?6класс Безответственность. Как с этим бороться?7класс Ваш ребенок в школе и после школы.8класс Выбор дальнейшего пути9класс Учебные итоги 10 класса- ступенька в будущее.10класс Дороги , которые мы выбираем11класс