Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение № 82 г. Белгород Значение сказки в нравственном воспитании детей Воспитатель Ивановская С П.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. В связи с важностью данного направления мной была выбрана тема работы: «Значение сказки в нравственном воспитании детей».
Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний мир ребенка.
Цели: 1. Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. 2. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки. 3. Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки). 4. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании. Задачи: 1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни. 2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи. 3. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. 4. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. 5. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда. 6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту
Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Особое место отвожу в группе уголку речевой деятельности, где оборудована библиотека, в которой представлены сказки, картинки раскраски, иллюстрации. В подборе книг принимают участие дети и их родители. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книгу. В группе есть пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, где дети обыгрывают прочитанные произведения. В созданной предметно - развивающей среде дети могут реализовать свои творческие замыслы.
Ожидаемый результат: Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру. Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.
Через сказку к законам добра и красоты.
Тема: О жадности, милосердии, милостыне Пословица «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Доплясалась, что без хлеба осталась» Задачи Рассказать о том, что означает быть милосердным. Свидетельствовать о том, как делать добрые дела. Воспитывать осознанное отношение к бессердечию и немилосердию Интеграция Рисование и лепка по теме
Задачи Рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости. Раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку. Воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия
Задачи Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу.
Воспитывать почтительное отношение к родителям. Рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью. Раскрыть значение родительского благословения
Задачи Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи
Занятия с использованием имитационных, мимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций
Интеграция в образовательной области «Физическая культура»
Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
Спасибо за внимание