Перспективно-развивающее обучение на уроках русского языка с использованием опорных –схем конспектов. Из опыта работы Сусоевой М.П., учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №2г.Асино Томской области
Идея – увеличение объема изучаемого на уроке материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов».
-принцип обучения на более высоком уровне трудности (по Л.В.Занкову);-обучение в «зоне ближайшего развития ребенка» (теория Л.С.Выготского)
Преимущество работы с использованием ОСК:теоретический материал, систематизированный по разделам и темам, подается крупными блоками, а в составляющих эти блоки частях он «свернут» на основе высокого уровня обобщения.
Опорные конспекты – хорошее справочное пособие для учеников, котороеа) служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем;б) обеспечивает возможность самостоятельно отрабатывать теоретический материал.
Составление опорных конспектов – реальное, действенное сотрудничество обучающихся с учителем.
Основные приемы при заучивании ОСК:- «озвучивание» опорного конспекта в парах;- индивидуальный ответ перед классом;- викторина по материалу ОСК;- игра «Кто быстрее назовет?»
Опорный конспект – важней- шее средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке.
Работая с опорными конспектами, дети «раскрепощаются».В классе - атмосфера взаимоподдержки и взаимопомощи.Вырабатывается интерес к русскому языку как учебному предмету.
Интенсифицированное изучение теоретического материала дает учителю возможность «высвободить» большее, чем обычно, количество уроков для закрепления новых знаний, на отработку практических умений и на формирование навыков грамотного письма.
Блочная подача материала – обучение с опережением.
Тема «Сложное предложение» в 5 классе Особенности изучения темы:- блочная подача материала;- опережающее обучение;- компоновка материала.
ОСК «Типы сложных предложений» 1 блокСложн. П. – 2 и более П.П.СвязьсмыслинтонацияОбычно ,
2 БЛОК БС [ ] =, [ ].Травка зеленеет, Псолнышко блестит.
3 блок Сс [ ] ,с.с [ ]. Прозрачный лес один чернеет, иПель сквозь иней зеленеет.
4 блок ?Сп [ ], (п.с. ). Я хочу, чтоб пурга главное придаточноеи ненастье не Пзатмили небес голубых.
Выбор технологий обучения зависит от многих факторов:- типа учебного материала;- особенностей интеллектуального развития детей;- профессионального мастерства педагога.
Обучение русскому языку по опорным схемам-конспектам имеет много достоинств.